• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы качества школьного образования в контексте социального неравенства и выбор учащимися образовательных траекторий

Приоритетные направления развития: социология, гуманитарные науки
2017

Цель работы:

Направление 1. проанализировать изменение результатов учащихся в разрезе социальных групп и территории в исследованиях PIRLS, TIMSS и PISA.

Направление 2. Проанализировать преподавательские установки, характеристики и практики реализации дифференцированного подхода в обучении математике в контексте неравенства доступа к образовательным ресурсам.

Направление 3. Проанализировать институциональные и индивидуальные факторы и их связь с академическими результатами учащихся на разных ступенях образования и с выбором учащимися образовательных траекторий.

Используемые методы:

Направление 1. В ходе работы проведен описательный анализ динамики результатов учащихся из разных социальных групп. Количественный анализ образовательного неравенства и сегрегации учащихся сделан с помощь расчета индекса D Дункана. Результаты России сопоставлялись с другими странами.

Направление 2.  Для решения исследовательской задачи проведен анализ интервью, основанный на стратегии построения обоснованной теории (the grounded theory approach, [Glaser, Strauss 1968]). Также проведен этнографический анализ видеозаписей уроков математики на предмет эффективности коммуникации. Была сделана глубинная интерпретацию схем ролевого взаимодействия учителя и учеников в ходе урока, изучена вовлеченность учеников и “рабочего” климата в классе. Наконец, проведен количественный сопоставительный анализ характеристик учителей математики в 11 классе, их установок и практик преподавания: использовалась порядковая логистическая регрессия.

Направление 3. Для оценки связи практик обучения чтению и читательской грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста использовались линейная (МНК), логистическая и порядковая логистическая регрессия. Анализ проводился на полной выборке учащихся и на подвыборках по уровню образования матери. Факторы школьного климата в старших классах исследовались с помощью  конфирматорного факторного анализа (КФА) и современной теории тестирования (IRT). Исследование образовательных траекторий детей, а также факторов достижений учащихся из семей с высоким социально-экономическим положением (СЭП) проведено с помощью логистической регрессии и декомпозиции регрессионных коэффициентов на прямые и непрямые эффекты. Для сопоставления динамики траекторий учащихся после 9 класса в российских регионах использован описательный анализ данных.

Эмпирическая база исследования:

Направление 1. Исследование основано на данных PIRLS, TIMSS и PISA России и других стран за период 2000-х гг.  

Направление 2. Использовались данные исследования «Траектории в образовании и профессии» (http://trec.hse.ru/), организованного Институтом образования НИУ ВШЭ, а также данные 30 полуструктурированных интервью, проведенных с учителями математики общеобразовательных школ из девяти регионов России.

Направление 3. Использовались данные международного исследования PIRLS, данные лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии», а также информация открытых государственных источников Росстата и ЕМИСС, ЕИСОД Минобрнауки России и портала «Статистика Российского образования».

Результаты работы:

Направление 1. Описана динамика результатов учащихся из разных социальных групп. За последние 15 лет наблюдается небольшой рост результатов российских школьников и снижение социального и территориального неравенства. Однако эти изменения характеризуют не все предметные области и происходят за счет повышения результатов в группах с низким культурным капиталом семей и в небольших населенных пунктах. Баллы учащихся из семей с более высоким культурным капиталом и проживающих в крупных городах не растут. Также показано, что с 2003 по 2012 годы школы в России становились более сегрегированными. Тенденция роста сегрегации подтверждается и сопоставлением с другими странами.

Направление 2. Были проанализированы различные аспекты реализации дифференцированного подхода на уроках математики. Во-первых, удалось выяснить, как учителя сравнивают учащихся, какие категории в результате дифференциации получают и как работают с разными группами детей. Были описаны две модели представлений учителей: эксклюзивная и инклюзивная, основанные на разных способах восприятия многообразия учащихся в классе или их категоризации в зависимости от способностей и уровня мотивации. Во-вторых, была рассмотрена специфика вовлеченности учащихся и учителя на уроках математики в контексте обеспечения доступа к образовательным ресурсам. На материалах видеозаписей уроков математики было показано, как практики вовлечения и активизации учащихся играют роль ограничителя в процессе обучения математики. Количественный анализ опроса учителей показал, что практики дифференцирующего подхода не связаны с характеристиками учителей, такими как склонность к рутине, стаж, квалификационная категория, специальность, длительность преподавания в классе. В-третьих, были проанализированы представления учителей об их роли в расширении или ограничении доступа учащихся к образовательным ресурсам. Было выделено и описано два принципиально разных восприятия роли учителя:  в первом случае учитель не считает себя ответственным за неуспех «слабых» учеников, во втором же случае учитель четко понимает локус своей ответственности за результаты каждого учащегося.

Направление 3. Описаны некоторые механизмы проявления социального неравенства на разных ступенях российской школы. В начальных классах неравенство образовательных результатов по чтению связано с родительскими практиками обучения детей до школы. Стратегии обучения различаются в семьях с разным уровнем культурного капитала. Эти стратегии в разной степени эффективны. В менее благоприятной ситуации находятся дети из семей с низким культурным капиталом, не посещавшие детский сад. Неравенство образовательных результатов проявляющееся в первом классе, закрепляется в конце получения начального образования. Анализ в основной школе и старших классах выявил группу слабоуспевающих учеников из семей с высоким СЭП. Факторы неуспешности здесь схожи с аналогичными для любых слабоуспевающих групп – низкие ожидания со стороны учителей, расположение школы в сельской местности, неблагополучный социальный контекст школы. С другой стороны, в старших классах связь между компонентами школьного климата и образовательными достижениями школьников слабая. Академические ожидания учителей показали положительную связь с результатами только для школьников с высоким СЭП. Значимую отрицательную связь с результатами показало чувство отчужденности учащихся. К концу основной и средней школы неравенство проявляется в выборе дальнейшей образовательной траектории. Действие социально-экономического положения семьи в большей мере проявляется в конце 9 класса, когда ученики из семей с высоким уровнем СЭП выбирают академическую траекторию, а большая часть учеников из семей с низким уровнем СЭП уходит в профессиональное образование. Учащиеся, пошедшие в 10-11 классы, с большой вероятностью пойдут в вуз. При этом селективные вузы выбираются учащимися с высоким СЭП значительно чаще, чем учащимися с более низким уровнем СЭП, даже при одинаковой успеваемости, что подтверждает теорию эффективно поддерживаемого неравенства на ступени высшего образования. Наблюдаемые проявления образовательного неравенства имеют выраженную региональную специфику, ослабляя или усиливая действия вышеописанных механизмов.  Так крупные университетские центры, характеризуются высокой долей учащихся, выбравших академический трек после 9 класса, тогда как в других регионах набирают популярность программы профессионального образования.

Публикации по проекту:


Dushina A. D., Kersha Yu. D., Larkina T. Y., Provorova D. D. The Legitimation of Commercial Surrogacy in Russia // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 12. P. 789-815. doi
Капуза А. В., Захаров А. Б. Обучение чтению до школы и читательская грамотность детей в первом и конце четвертого класса: роль культурного капитала семьи // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 43-63.
Koroleva D., Khavenson T. Innovators from within and from without the education system, in: Reforms and Innovation in Education - Implications for the Quality of Human Capital / Ed. by A. M. Sidorkin, M. Warford. Springer, 2017. doi Ch. 4. P. 69-83. doi
Larina G., Markina V. M. Teachers’ beliefs about student diversity: exclusive and inclusive models / National research university Higher School of economics. Series WP BRP "Basic research program". 2017. No. 43.
Carnoy M., Marotta L., Louzano P., Khavenson T., Recch F., Carnauba F. Intranational Comparative Education: What State Differences in Student Achievement Can Teach Us about Improving Education—the Case of Brazil // Comparative Education Review. 2017. Vol. 61. No. 4. P. 726-759. doi
Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. “Резильентные” школы и школьники. Билет на ковчег: вносит ли школа вклад в резильентность ученика? // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 183-202.

См. также

Ключевые слова