• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Усвоение, использование и нарушение языка: общие механизмы и индивидуальные особенности

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2017
Подразделение: Центр языка и мозга

Объектом исследования стали когнитивные и нейрональные механизмы усвоения языка детьми, использования языка взрослыми людьми разного возраста, а также механизмы нарушения языковых функций у пациентов с неврологическими нарушениями. Проект включил в себя исследование языковых компетенций в популяциях разного возраста и языкового статуса ― у здоровых монолингвов (детей, молодых взрослых, пожилых взрослых), билингвов, пациентов с нарушениями речи, ― что позволило приблизиться к решению проблемы соотношения общего и индивидуального в языковых механизмах и создать более целостное представление о нейрональных основах языка.

Цель работы ― установить общие и индивидуальные механизмы усвоения языка, его использования как сформировавшейся системы и нарушения языковых функций. То есть, во-первых, изучаются общие принципы и механизмы изменений в речевой деятельности в течение жизни человека (на когнитивном и нейрональном уровне), а во-вторых, сравниваются эти процессы в разных группах носителей языка, с нормальным речевым развитием и с языковыми нарушениями. В задачи исследования были включены изучение нормального и атипичного усвоения языка детьми; изучение психологических механизмов языковой обработки здоровыми взрослыми монолингвами; выявление нейрональных основ языковой патологии у пациентов с поражением мозга; выявление особенностей языковой обработки у билингвальных носителей языка.

Использованные методы ― поведенческие методики (например, лексическое решение, называние действий по рисунку, чтение с саморегуляцией скорости, заканчивание предложений, комплексное тестирование речевой функции), метод записи движений глаз при помощи видеоокулографа, структурная нейровизуализация (магнитно-резонансная томография с последующим применением метода повоксельного картирования симптом-поражение, а также анализа целостности проводящих путей), функциональная нейровизуализация (функциональная магнитно-резонансная томография с активным языковым заданием и в состоянии покоя), электрическая стимуляция коры при картировании речи у нейрохирургических пациентов во время краниотомии в сознании.

Эмпирической базой исследования стала серия психолингвистических и нейролингвистических экспериментов. В исследованиях приняли участие популяции носителей языка, различающиеся по возрасту, неврологическому и языковому статусу, а именно: типично развивающиеся дети, неврологически здоровые молодые и пожилые монолингвы, здоровые билингвы, пациенты с очаговыми поражениями мозга в результате инсульта, пациенты с опухолями головного мозга, пациенты с эпилепсией. В проект были включены не только носители русского языка как родного, но и изучающие русский язык как иностранный, а также носители английского, башкирского, японского языков. Это позволило сравнительно изучить частноязыковые особенности и универсальные механизмы языковой функции.

Результатом работы стали эмпирически полученные новые знания об организации различных уровней языковой функции (фонологического, лексического, грамматического и дискурсивного) у детей, здоровых взрослых носителей языка и пациентов с поражениями мозга. Результаты проекта описаны в восьми англоязычных публикациях в зарубежных рецензируемых журналах, а также представлены на ряде международных конференций.

Рекомендации по внедрению результатов исследования предполагают использование результатов и выводов экспериментов, а также соответствующих методологических разработок в дальнейших фундаментальных и прикладных исследованиях языка. Результаты проекта могут лечь в основу дальнейших эмпирических научных исследований, ставящих своей целью определение и уточнение психо- и нейролингвистических моделей языка. Кроме того, разработанные в рамках проекта материалы и методы могут быть использованы в клинической практике для более точной диагностики и эффективной терапии речевых нарушений.

Публикации по проекту:


Laurinavichyute A., Jäger L. A., Akinina Y., Roß J., Dragoy O. Retrieval and Encoding Interference: Cross-Linguistic Evidence from Anaphor Processing // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 965-1-965-18. doi
Gor K., Chrabaszcz A., Cook S. Processing of native and nonnative inflected words: Beyond affix stripping. // Journal of Memory and Language. 2017. Vol. 93. P. 315-332. doi
Malyutina S., Den Ouden D. Task-dependent neural and behavioral effects of verb argument structure features // Brain and Language. 2017. Vol. 168. P. 57-72. doi
Yurchenko A., Golovteev A., Kopachev D., Dragoy O. Comprehension and production of nouns and verbs in temporal lobe epilepsy // Epilepsy and Behavior. 2017. Vol. 75. P. 127-133. doi
Dronkers N., Ivanova M., Baldo J. V. What Do Language Disorders Reveal about Brain–Language Relationships? From Classic Models to Network Approaches // Journal of the International Neuropsychological Society. 2017. No. 23. P. 741-754. doi
Heuer S., Ivanova M., Hallowell B. More than the verbal stimulus matters: Visual attention in Language assessment for people with aphasia using multiple-choice image displays. // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2017. Vol. 60. P. 1348-1361. doi

См. также

Ключевые слова