• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

­­­Quantum Collective Phenomena at Low and Ultralow Temperatures

Priority areas of development: engineering science
2017
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Goal of research:

The objective of the project was to study basic physical phenomena at low temperatures of three types of low-dimensional quantum systems:

  • mesoscopic-size superconducting nanostructures;
  • low-dimensional magnetics;
  • hybrid nanostructures containing superconductors, ferromagnets and topologic insulators.

All above systems have common features. First, all of them are essentially quantum objects. Second, the physics behind deals with collective behavior - so called, macroscopic quantum phenomena. Third the above unusual features are observable at low (<10 K) or ultra-low (<1K) temperatures.

Methodology:

The objects of study - the nanostructures - we fabricated using e-beam lift-off technique and directional vacuum deposition. Tunnel structures were obtained by oxidation of metal (e.g. aluminum) followed by deposition of the next layer without exposing the system to ambient atmosphere. Transport properties were measured using automatic measuring set-up based on 3He4He dilution refrigerator Oxford Instruments Kelvinox-400 at temperatures from 10 mK up to 1.5 K. Low-dimensional magnetics were fabricated using advanced solid state synthesis. The quality and composition of structures was controlled by X-ray analyses. Magnetic and thermodynamic properties were measured using Quantum Design PPMS at temperatures from 1.5 К to 77 К. 4-channel oscilloscope and sine generators were used to measure high-frequency characteristics of RLC filters from room down to liquid helium temperatures.

Theory analyses and modeling were made utilizing Bogolyubov- de Gennes formalism using Green function and Matsubara technique.  Analytic methods were used, as well - in more general cases - numeric simulations using commercial software such as MATLAB, Wolfram Mathematica, PTC Mathcad. 

Empirical base of research

Transport properties were measured using automatic measuring set-up based on 3He4He dilution refrigerator Oxford Instruments Kelvinox-400 at temperatures from 10 mK up to 1.5 K.

Amplitude - frequency dependencies of RF filters were measured using Agilent E8752D sine generator from 100 kHz up to 20 GHz, providing up to 20 dBm at 50 Ohm. Digital oscilloscope TDS-3024 with bandwidth 500 MHz and quantization frequency 5 GHz was used as the detector.

Amplitude vs. frequency characteristics of RLC filters were measured utilizing cryogenic insert positioned inside a standard 10 liter liquid helium Dewar. 4-probe measurement configuration is realized with standard 50 Ohm coaxial cable. The signal was analyzed with 4-channel digital 500 MHz oscilloscope Tektronix TM TDS3054 enabling 5GS/s sampling with 9-bit 10 000 records at all channels. As the generators Agilent Technologies TM PSG CW was used for measurements at high frequencies and Stanford Research Systems DS340 TM 15 MHz - for low frequencies.

Magnetic and thermodynamic properties of low-dimensional magnetics were measured using Quantum Design PPMS at temperatures from 1.5 К to 77 К.

Results of research:

First field of studies is mesoscopic superconductivity. Two directions were addressed: measurements of amplitude-frequency dependencies of RF filters; and experimental studies of quantum fluctuations of the order parameter in quasi-one-dimensional titanium channels.

It is known that utilization of RF filters enables a significant reduction of undesired EM environment contribution at ultra-low-T temperatures.  Amplitude-frequency dependencies of RLC filters - self-made permalloy cores and commercial Wurth Elektronik beads - were studied. It was found that permalloy filters effectively suppress high-frequency up to tens of MHz, while Wurth Elektronik ones - up to 2 MHz.  In both case the reduction of impedance at higher frequencies is  determined by the capacitance of the coil. Parameters of the filters do not degrade at low temperatures, meaning that they can be used in cryogenic applications. It has been also demonstrated that cryogenic coaxial cables themselves act at filters at frequencies above 1 GHz. Hence, they can be considered as acceptable elements at low-frequency experiments, but not for high-frequency applications.

I-V characteristics of S1-I-S2 tunnel junctions, where one of the electrodes (S2) is the thin superconducting nanowire, were measured. The model gives a reasonable qualitative agreement with experiment. However, quantitative agreement is expected to be acceptable only when the direct impact of the order parameter amplitude and the density of states broadening contributions are considered. The corresponding theory is the subject of future studies.

Second field of studies was the low-dimensional magnetism. Thermodynamic (heat capacity С(Т)) and magnetic properties (magnetic susceptibility χ(T) and splitting ∆(T)) of the principle Nd3+  line of quasi-one-dimensional magnetic (Y1-xNdx)2BaNiO5 of various compositions x were studied. First-time magnetic properties and spin dynamics of Na3.70Co1.15TeO6 were studied. In this material one can realize the principally new structure with qausi-1-dimesional arrangement of cobalt in magnetically active layers, alternating with sodium layers.

Third field of research was hybrid nanostructures.

Hybrid SINIS turnstiles in the regime of Coulomb blockade was studied. New type of memory elements was developed: superconducting spintronic systems containing magnetic inclusions with non-collinear magnetic order.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The topic of low-dimensional quantum systems is extremely important both from the point of view of  basic research in solid state physics, and also from possibility of applications of such systems in nanoelectronic systems of new generation. The subject of the project fully corresponds to the Russian Federation roadmap for science, technology and technique development "Industry of nanosystems and materials". The technological know-how elaborated within the project will contribute to development of the critical technological fields of Russian Federation "Nanotechnology and nanomaterials" and "Technology of the electronics components development".

All results are new and fully correspond to high quality international-grade level of research in the field of: mesoscopic superconductivity; low-dimensional magnetics; hybrid nanostructures containing superconductors, ferromagnets and topological insulators. Main results have been published in international scientific journals indexed in WoS and Scopus databses.

Publications:


K. Yu. Arutyunov, Lehtinen J. S., Radkevich A. A., Semenov A. G., Zaikin A. D. Density of States of Narrow Superconducting Channels in the Regime of Quantum Fluctuations of the Order Parameter / Пер. с рус. // Physics of the Solid State. 2017. Vol. 59. No. 11. P. 2110-2113. doi
Pugach N., Safonchik M., Champel T., Zhitomirski M., Landeranta E., Eschrig M., Lacroix C. Superconducting spin valves controlled by spiral re-orientation in MnSi / Cornell University. Series cond-mat "arxiv.org". 2017. No. 1702.08828.
Арутюнов К. Ю., Lehtinen J. S. Квантовые осцилляции модуля параметра порядка в квазиодномерных сверхпроводниках // В кн.: "Нанофизика и наноэлектроника" Труды XXI Международного симпозиума. Н. Новгород : Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 23-24.
Popova E., Klimin S., Popova M., Klingeler R., Büchner B., Vasiliev A. EPJ Web of Conferences Vol. 185. , 2018. doi
Pugach N., Safonchik M., Champel T., Zhitomirski M., Landeranta E., Eschrig M., Lacroix C. Superconducting spin valves controlled by spiral re-orientation in B20-family magnets // Applied Physics Letters. 2017. Vol. 111. P. 162601-1-162601-5. doi
Popova E., Klimin S., Popova M., Klingeler R., Büchner B., Vasiliev A. Coexistence of the magnetically ordered and Haldane states in (Y1-xNdx)2BaNiO5, in: EPJ Web of Conferences Vol. 185: Moscow International Symposium on Magnetism (MISM 2017) . EDP Sciences, 2018. doi Ch. 03003. P. 1-4. doi
EPJ Web of Conferences Vol. 185: Moscow International Symposium on Magnetism (MISM 2017) . EDP Sciences, 2018. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Квантовые кооперативные явления при низких и сверхнизких температурах

Приоритетные направления развития: инженерные науки
2017

Цель работы:

Целью настоящего проекта являлось исследование фундаментальных физических законов, определяющих при низких и сверхнизких температурах свойства трех типов низкоразмерных квантовых систем:

  • сверхпроводящих наноструктур мезоскопических размеров;
  • низкоразмерных магнетиков;
  • гибридных наноструктур на базе сверхпроводников, ферромагнетиков и топологических изоляторов.

Все три типа описанных выше систем объединяют три ключевых фактора. Первый, все они являются принципиально квантовыми объектами. Второй, все перечисленные явления - сугубо кооперативные и принадлежат к, так называемому, классу макроскопических квантовых эффектов. Третий, эти квантовые свойства проявляются исключительно при низких (< 10 K) или сверхнизких (< 1K) температурах.

Используемые методы:

Объекты исследований - наноструктуры - изготавливались методом взрывной электроннолучевой литографии и направленного вакуумного напыления. Туннельные барьеры получались медленным окислением в вакуумной камере поверхности металла (например, алюминия) и последующего напыления ответного электрода без нарушения вакуума.  Измерения транспортных свойств проводились на автоматизированной установке на базе рефрижереаторе растворения He3He4 Oxford Instruments Kelvinox-400 при температурах от 10 мК до 1,7 К. Образцы низкоразмерных магнтеиков были получены методом твердофазного синтеза. Качество  и состав образцов контролировалось рентгеновскими методами. Магнитные и термодинамические свойства измерялись на установке Quantum Design PPMS при температурах от 1,5 К до 77 К.

Была разработана методика проведения измерений, использующая 4-х канальный осциллограф и генераторы синусоидальных сигналов, позволяющая проводить высокочастотные измерения на образцах RCL фильтров в широком температурном диапазоне: от комнатной до гелиевой температур.

Теоретический анализ и моделирование проводилось на базе формализма уравнений Боголюбова - де Жена с применением метода функций Грина в технике Матсубары. Использовались как аналитические методы, так и - в более общих случаях - численные подходы на базе пакетов аналитических и численных математических вычислений, как MATLAB, Wolfram Mathematica, PTC Mathcad.

Эмпирическая база исследования:

Измерения транспортных свойств проводились на автоматизированной установке на базе рефрижереаторе растворения He3He4 Oxford Instruments Kelvinox-400 при температурах от 10 мК до 1,7 К.

Для измерения АЧХ ВЧ фильтров они помещаются в экранированный объем на конце криовставки, которую можно охладить до гелиевой температуры, помещая ее в стандартный 10-литровый гелиевый транспортный дьюар СТГ-10. Измерения проводятся по четырехпроводной схеме, для чего через вставку к образцу пропущено четыре кабеля типа РК50-0,6-23. Основным измерительным прибором является 4-канальный цифровой осциллограф Tektronix TM TDS3054, работающий в полосе до 500 MHz, имеющий скорость выборки 5GS/s и позволяющей производить одновременную запись 10 000 9-битных данных по всем четырем каналам. В качестве источника измерительного радиочастотного сигнала используются: Agilent Technologies TM PSG CW signal generator E8257D (при работе на высоких частотах) и Stanford Research Systems TM 15 MHz synthesized function generator DS340 (при работе на низких частотах).

Магнитные и термодинамические свойства низкоразмерных магнетиков измерялись на установке Quantum Design PPMS при температурах от 1,5 К до 77 К.

Результаты работы:

Первое направление исследований – мезоскопическая сверхпроводимость.  Исследования велись в двух направлениях: методологическое – измерение АЧХ различных ВЧ фильтрова электромагнитного излучения; и экспериментальное – изучение эффекта квантовых флуктуаций параметра порядка в квазиодномерных каналах из сверхпроводящего титана.

Хорошо известно, что использование RLC фильтров значительно улучшает отношение сигнал / шум при сверхнизкотемпературных экспериментах. Были исследованы амплитудно-частотные характеристики RLC фильтров с сосредоточенными параметрами: самодельных пермаллоевых сердечников и коммерческих фильтров Wurth Elektronik. Было показано, что пермаллоевые фильтры эффективно подавляют внешние ВЧ наводки до частот порядка нескольких десятков МГц, а фильтры Wurth Elektronik - до частот порядка 2 МГц. И в том, и в другом случаях падение импеданса на больших частотах определяется емкостью намотанной на сердечник катушки, которая на этих частотах становится эффективным шунтом. Параметры исследованных RLC фильтров не деградируют при низких температурах, что подтверждает их пригодность в качестве элементов криогенных цепей. Также было отмечено, что криогенные коаксиальные кабели сами являются фильтрами на частотах более 1 ГГц. Следовательно, они могут использоваться в качестве низкочастотных подводящих цепей, но никак - не для высокочастотных измерений.

Были исследованы туннельные ВАХ С1-И-С2 контактов, где один из электродов - тонкий сверхпроводящий канал в режиме квантовых флуктуаций параметра порядка. Предложенная модель дает правильное описание формы таких ВАХ, однако полное количественное сравнение экспериментальных результатов с предсказаниями теории можно будет провести лишь после учета не только размытия плотности состояний за счет возбуждения плазмонных мод, но и «прямого» влияния квантовых флуктуаций параметра порядка на электронную плотность состояния N(E). Теоретическое описание такого влияния составит предмет отдельного исследования.

Второе направление исследований - низкотемпературный магнетизм. Были исследованы температурные зависимости теплоемкости С(Т), магнитной восприимчивости χ(T) и величины расщепления ∆(T) основного крамерсовского дублета иона Nd3+ в квазиодномерных антиферромагнетика (Y1-xNdx)2BaNiO5 различных составов x.  Впервые были исследованы магнитные свойства и спиновая динамика квазидвумерного теллурата натрия-кобальта Na3.70Co1.15TeO6. В этом соединении реализован новый структурный тип с квазиодномерным расположением ионов кобальта в магнитоактивных слоях, которые чередуются со слоями щелочного металла.

Третье направление исследований  - гибридные наноструктуры.

Теоретически изучены физические явления в SINIS гибридном турникете, находящемся в режиме кулоновской блокады. Теоретически разработан новый вид элементов памяти для сверхпроводниковой спинтроники на основе гибридных наноструктур с магнитными материалами с неколлинеарным магнитным упорядочением.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Изучение свойств низкоразмерных квантовых систем исключительно важно как с точки зрения фундаментальных вопросов физики конденсированного состояния, так и для применения таких элементов в наноэлектронных устройствах нового поколения. Проект  предполагает исследования в рамках приоритетного направления развития науки, технологий и техники РФ «Индустрия наносистем и материалов», и критических технологий РФ «Нанотехнологии и наноматериалы», «Технологии создания электронной компонентной базы» и «Технологии наноустройств и микросистемной техники».

Все результаты были получены впервые и  полностью соответствуют самому высокому международному уровню работ в исследовании  трех типов низкоразмерных квантовых систем: сверхпроводящих наноструктур мезоскопических размеров; низкоразмерных магнетиков; гибридных наноструктур на базе сверхпроводников, ферромагнетиков и топологических изоляторов.  По результатам исследований опубликованы статьи в реферируемых международных журналах, индексируемых в WoS и SCOPUS.

Публикации по проекту:


K. Yu. Arutyunov, Lehtinen J. S., Radkevich A. A., Semenov A. G., Zaikin A. D. Density of States of Narrow Superconducting Channels in the Regime of Quantum Fluctuations of the Order Parameter / Пер. с рус. // Physics of the Solid State. 2017. Vol. 59. No. 11. P. 2110-2113. doi
Pugach N., Safonchik M., Champel T., Zhitomirski M., Landeranta E., Eschrig M., Lacroix C. Superconducting spin valves controlled by spiral re-orientation in MnSi / Cornell University. Series cond-mat "arxiv.org". 2017. No. 1702.08828.
Арутюнов К. Ю., Lehtinen J. S. Квантовые осцилляции модуля параметра порядка в квазиодномерных сверхпроводниках // В кн.: "Нанофизика и наноэлектроника" Труды XXI Международного симпозиума. Н. Новгород : Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 23-24.
Popova E., Klimin S., Popova M., Klingeler R., Büchner B., Vasiliev A. EPJ Web of Conferences Vol. 185. , 2018. doi
Pugach N., Safonchik M., Champel T., Zhitomirski M., Landeranta E., Eschrig M., Lacroix C. Superconducting spin valves controlled by spiral re-orientation in B20-family magnets // Applied Physics Letters. 2017. Vol. 111. P. 162601-1-162601-5. doi
Popova E., Klimin S., Popova M., Klingeler R., Büchner B., Vasiliev A. Coexistence of the magnetically ordered and Haldane states in (Y1-xNdx)2BaNiO5, in: EPJ Web of Conferences Vol. 185: Moscow International Symposium on Magnetism (MISM 2017) . EDP Sciences, 2018. doi Ch. 03003. P. 1-4. doi
EPJ Web of Conferences Vol. 185: Moscow International Symposium on Magnetism (MISM 2017) . EDP Sciences, 2018. doi