• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Systems and foliations with a complex structure of limit sets

Priority areas of development: mathematics
2017
Department: Laboratory of Theory and Practice of Decision-Making Support Systems (Nizhny Novgorod)
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Purpose: To develop methods of qualitative theory of dynamical systems, foliations and associated algebraic structures in order to obtain new fundamental results. Apply these results to problems of mechanics, neural networks, meteorology, etc.

Methods: methods of qualitative theory of dynamical systems, bifurcation theory, group theory and topological methods.

Results: Therewere obtained results in the following scientific directions:

1)   topological aspects of dynamics and their applications;

2)   classification of dynamical systems and construction of energy functions

3)   bifurcation theory;

4)   dynamics of foliations with additional structures and associated algebraic structures;

5)   dynamical chaos theory and exploration of chaotic dynamics in particular dynamical systems.

Direction 1) topological aspects of dynamics and their applications

1.1 The problem of interrelation between existence of separators in magnetic field in the solar corona and number and type of saddle singularities and charges was solved. Notion of equivalent magnetic fields was introduced. Topological classification of such fields was obtained.

1.2 An example of diffeomorphism of 3-sphere with positive topological entropy was constructed. This diffeomorphisms has a solenoidal basic set with two-dimensional unstable and one-dimensional stable invariant manifolds at every point (consequently, the basic set is neither attractor nor repeller). This diffeomorphism forms the basis for construction of a fast non-dissipative kinematic dynamo with one-dimensional invariant solenoidal set.

1.3 A review of Anosov-Weil theory was written. It summarizes the results obtained during many years (including the results of laboratory staff members V.Z. Grines and E.V. Zhuzhoma) concerning asymptotic properties of preimages of flow trajectories, fiber of foliations, stable and unstable manifolds of points from basic sets of diffeomorphisms, orientable surfaces whose universal cover is either Euclidean plane or Lobachevsky plane was written.

1.4 The restriction of endomorphisms on codimansion one basic set in case when such basic sets are topological submanifolds of an ambient manifold was studied. A criterion for basic set of endomorphism satisfying axiom A to be an attractor was obtained.

1.5 It was numerically shown the existence of an endomorphism of two-torus satisfying axiom A whose nonwandering set has one-dimensional invariant contracting repeller locally homeomorphic to the product of the Cantor set with an interval.

1.6 It was shown that if smooth orientable manifold of topological dimension greater or equal three admits Morse-Smale system without heteroclinic intersections (for Morse-Smale flows absence of periodic trajectories is required), then such manifold is homeomophic to the connected sum of manifolds whose structure is connected with number and type of non-wandering points.

 1.7 Euler characteristic and criterion of orientability of surface obtained from a polygon with an even number of edges were obtained by means of colored graph.1.8 A review of application of dynamical systems to investigation of topology of magnetic fields in conducting medium was written.

1.9 A review of dynamics and classification of structurally stable diffeomorphisms with codimension one basic sets was written.

1.10 A class of homeomorphisms of topological manifolds with regular dynamics was introduced. These homeomorphisms were called Morse-Smale homeomorphisms. For this class an analogue of Smale’s theorem (that was earlier proved by Smale for smooth systems) on interrelation of dynamics and topology of ambient manifold was proved.

1.11 For a class of diffeomorphisms of 3-manifolds with surface dynamics a precise lower bound on a number of non-compact heteroclinic curves was given. It was shown that an ambient manifold of such diffeomorphisms is a fiber bundle over the circle (mapping torus). Moreover, it was shown that any mapping torus admits surface dynamics.

1.12 A class of Morse-Smale flows with non-wandering set consisting of exactly four points (two nodes and two saddles) on an n-sphere was considered. It was shown that for any flow from this class an intersection of invariant manifolds of saddle points is not empty and consists of a finite number of connected components.

1.13 It was shown that two periodic translations on n-torus of the same period are topologically conjugate by means of a countable family of toral automorphisms. Moreover, it was shown that for two fixed topologically conjugated translations every homotopy class of the set of conjugating homeomorphisms consists of at least continuum number of conjugating homeomorphisms.

1.14 It was shown that for any orientation-preserving gradient-like diffeomorphism of a smooth orientable closed surface there exists a dual pair attractor-repeller of topological dimension not greater than one with a characteristic space homeomorphic to 2-torus. As an immediate consequence of this result one has a fact that all separatrices of such diffeomorphisms have the same period.

1.15 It was shown that polar diffeomorphisms, diffeomorphisms with exactly one saddle orbit exist on surfaces of any genus. In this case saddle orbit always has a negative orientation type. Moreover, all possible types of periodic data for such diffeomorphisms were found.

1.16 It was shown that any orientable surface admits an orientation-preserving Morse-Smale diffeomorphism with one saddle orbit. It was also shown that such diffeomorphisms have exactly three node orbits. Moreover, all possible types of periodic data for such diffeomorphisms were found.

Direction 2) classification of dynamical systems and construction of energy functions

2.1 Orientation-preserving Morse-Smale diffeomorphism was constructed according to its abstract scheme for every class of topological conjugacy.

2.2 A complete topological classification of Ω-stable flows on surfaces by means of directed bipartite graphs equipped with four-colored multigraph was obtained. For such four-colored and equipped graphs a polynomial recognition algorithm was constructed. A standard Ω-stable flow on a surface was constructed for every isomorphism class of such graphs.

2.3 A review of results on existence of energy function for discrete dynamical systems and construction of such energy functions for some classes of Ω-stable and structurally stable diffemorphisms of 2 and 3-manifolds was written.

2.4 It is shown that, up to topological conjugation,} the equivalence class of a Morse-Smale diffeomorphism without heteroclinic curves on a 3-manifold is completely defined by an embedding of two-dimensional stable and unstable heteroclinic laminations to a characteristic space.

Direction 3) bifurcation theory

3.1 One of possible scenarios of appearing heteroclinic separators in solar corona was described and constructed. The suggested joining scenario connects a magnetic field with two null-points of different sign whose fan surfaces do not intersect and a magnetic field with two null-points and two heteroclinic curves connecting these null-points.

3.2 A bifurcation between different types of solenoidal basic sets was constructed.

3.3 Some obstructions for existence a simple arc connecting multidimensional Morse-Smale diffeomorphisms of non-simply connected manifolds were found.

3.4 For an arbitrary number of charges (irrespective of their location) and without assuming the potential of the field B, estimates are given that relate the number of charges of a certain type to the number of zero points. For boundary estimates, the topological structure of the magnetic field is described. A bifurcation of the production of a large number of separators is given.

3.4 A smooth arc without bifurcations connecting source-sink diffeomorphisms on two-sphere was constructed.

Direction 4) dynamics of foliations with additional structures and associated algebraic structures

4.1 A review paper on geometry of foliations with transversal linear connection was prepared. The review consists of three parts. The first one is dedicated to automorphism groups of foliations with transversal linear connection in category of foliations. The second one describes results on the equivalence of different approaches to the notion of completeness for a considered class of foliations. The third part contains theorems concerning pseudo-Riemannian foliations that constitute an important class of foliations with transversal linear connection.

4.2 An investigation of pseudo-Riemannian foliations and their graphs was conducted. A criterion for a smooth foliation of an arbitrary dimension on n-dimensional pseudo-Riemannian manifold to be pseudo-Riemannian was proved. Graphs structures of pseudo-Riemannian foliations were described.

4.3 Necessary and sufficient conditions for a Lorentz foliation admitting Eresman connection to be Riemannian foliation were found. A description of a structure of non- Riemannian transversally analytic Lorentz foliations of codimension two with Eresman connection was given.

4.4 By means of Lie algebra deformation theory for Lie algebra of type G2  isomorphisms between known simple 14-dimensional Lie algebras over fields of even characteristic and Lie algebras of Cantor type S or H were construncted.

Direction 5) dynamical chaos theory and exploration of chaotic dynamics in particular dynamical systems

5.1 A review paper on theory of pseudo-hyperbolic strange attractors was prepared. Although such attractors are not structurally stable, since they admit homoclinic tangencies, they as well as hyperbolic attractors belong to the class of real attractors, since homoclinic tangencies do not lead to appearance of stable orbits. It was shown that such attractors can appear in 3-dimensional maps. Examples of pseudo-hyperbolic attractors appearing in generalized Henon maps were given.

5.2 An investigation of spiral chaos in Lotka–Volterra and Rosenzweig-MacArthur systems was conducted. It was shown that strange attractors in such systems appear according to Shilnikov scenario based on homoclinic trajectory to saddle-focus equilibrium with two-dimensional unstable manifold. By means of numerical experiment bifurcation curves corresponding to appearance of homoclinic trajectory to saddle-focus equilibriums in such systems were constructed. New computational methods for exploring dynamical systems with spiral attractors were developed.

5.3 An investigation of appearance of chaotic dynamics in system describing a movement of two vortices undergoing wave disturbance and shift stream was conducted. It was shown that chaos in such system is associated with strange attractors as well as with strongly dissipative mixed dynamics that appears as a result of join of homoclinic attractor with homoclinic repeller. Local and global bifurcations that lead to appearance of mixed dynamics were studied.

5.4 An investigation of scenarios of appearance of mixed dynamics in the oscillator Pikovsky- Topaj model describing interconnection of four connected rotators was conducted. It was shown that in this system mixed dynamics appears in a “soft way” as a result of sequence of local and global symmetry-breaking bifurcations as well as in a “hard way” as a result of heteroclinic contours appearing after the crisis of simple (regular) attractors and repellers.

Publications:


Isaenkova N., Zhuzhoma E. V. On spectral decomposition of Smale-Vietoris axiom a diffeomorphisms // Dynamical Systems. 2017. Vol. 32. No. 2. P. 221-233. doi
Grines V., Pochinka O., Zhuzhoma E. V. Rough diffeomorphisms with basic sets of codimension one / Пер. с рус. // Journal of Mathematical Sciences. 2017. Vol. 225. No. 2. P. 195-219. doi
V. Grines, E. Zhuzhoma. Around Anosov-Weil Theory, in: Contemporary Mathematics Vol. 692: Modern Theory of Dynamical Systems: A Tribute to Dmitry Victorovich Anosov. Providence, Rhode Island : American Mathematical Society, 2017. doi P. 123-154. doi
Жужома Е. В., Медведев В. С. Недисипативное кинематическое динамо на линзах // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 2. С. 53-61. doi
Grines V., Pochinka O. Topological classification of global magnetic fields in the solar corona // Dynamical Systems: an International Journal. 2018. Vol. 33. No. 3. P. 536-546. doi
Починка О. В., Ноздринова Е. В. О периодических данных полярных 2-диффеоморфизмов с одной седловой орбитой // В кн.: Дифференциальные уравнения и их приложения в математическом моделировании: материалы XIII Международной научной конференции (Саранск, 12–16 июля 2017 г.). Саранск : Средневолжское математическое общество (СВМО), 2017. С. 408-417.
Казаков А. О., Баханова Ю. В., Коротков А. Г. Спиральный хаос в моделях типа Лотки-Вольтерры // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 2. С. 13-24. doi
Pochinka O., Nozdrinova E., Dolgonosova A. On the obstructions to the existence of a simple arc joining the multidimensional Morse-Smale diffeomorphisms. // Динамические системы. 2017. Vol. 7(35). No. 2. P. 103-111.
Казаков А. О., Гонченко С. В., Гонченко А. С., Козлов А. Д. Математическая теория динамического хаоса и её приложения: Обзор. Часть 1. Псевдогиперболические аттракторы // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2017. Т. 25. № 2. С. 4-36. doi
Багаев А. В., Жукова Н. И. Трансверсально аналитические лоренцевы слоения коразмерности два // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Физико-математические науки. 2017. № 4 (44). С. 35-47. doi
Куренков Е. Д. О существовании эндоморфизма двумерного тора со строго инвариантным сжимающимся репеллером // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 1. С. 60-66.
Бонатти Х., Гринес В. З., Починка О. В. Реализация диффеоморфизмов Морса-Смейла на 3-многообразиях // Труды Математического института им. В.А. Стеклова РАН. 2017. Т. 297. С. 46-61. doi
Казаков А. О., Борисов А. В., Пивоварова Е. Н. Регулярная и хаотическая динамика в «резиновой» модели волчка Чаплыгина // Нелинейная динамика. 2017. Т. 13. № 2. С. 277-297. doi
Kazakov A. O. On a scenario of onset of strongly dissipative mixed dynamics / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2017. No. 1801.00150.
Круглов В. Е., Таланова Г. Н. О поверхностях, склеенных из 2n-угольника // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 3. С. 31-40. doi
Чебочко Н. Г., Кузнецов М., Кондратьева А. Простые 14-мерные алгебры Ли в характеристике 2 // Записки научных семинаров ПОМИ РАН. 2017. Т. 460. С. 158-167.
Починка О. В., Долгоносова А. Ю., Круглов Е. В. Сценарий пересоединения в короне солнца с простой дискретизацией // Нелинейная динамика. 2017. Т. 13. № 4. С. 573-578.
Kazakov A. O., Gonchenko S. V., Turaev D. V., Gonchenko A. S. On the phenomenon of mixed dynamics in Pikovsky–Topaj system of coupled rotators // Physica D: Nonlinear Phenomena. 2017. Vol. 350. P. 45-57. doi
Круглов В. Е., Починка О. В. Реализация оснащённого двудольного графа Омега-устойчивым потоком на поверхности // В кн.: Дифференциальные уравнения и их приложения в математическом моделировании: материалы XIII Международной научной конференции (Саранск, 12–16 июля 2017 г.). Саранск : Средневолжское математическое общество (СВМО), 2017. Гл. 59. С. 418-427.
Куренков Е. Д., Рязанова К. А. О периодических сдвигах на n-мерном торе // Динамические системы. 2017. Т. 7. № 2. С. 113-118.
Nina. I. Zhukova, Galaev A. S. Attractors of Cartan foliation / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2017.
Починка О. В., Гринес В. З., Жужома Е. В. Динамические системы и топология магнитных полей в проводящей среде // Современная математика. Фундаментальные направления. 2017. Т. 63. № 3. С. 455-474. doi
Гринес В. З., Починка О. В. Построение энергетических функций для омега-устойчивых диффеоморфизмов на 2- и 3-многообразиях // Современная математика. Фундаментальные направления. 2017. Т. 63. № 2. С. 191-222. doi
Grines V., Gurevich E., Pochinka O. On embedding Morse-Smale diffeomorphisms on the sphere in topological flows / Пер. с рус. // Russian Mathematical Surveys. 2017. Vol. 71. No. 6. P. 1146-1148. doi
Grines V., Kurenkov E. On hyperbolic attractors and repellers of endomorphisms / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2017.
Долгоносова А. Ю. О слоениях с трансверсальной линейной связностью // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 1. С. 19-29. doi
Chebochko N.G. Deformations of Lie algebras of type ${D}_{l}$ / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2017. No. 1712.01810.
Grines V., Gurevich E., Pochinka O. On the number of heteroclinic curves of diffeomorphisms with surface dynamics // Regular and Chaotic Dynamics. 2017. Vol. 22. No. 2. P. 122-135. doi
Долгоносова А. Ю. О группах автоморфизмов слоений с трансверсальной линейной связностью в категории слоений // В кн.: Международная молодежная школа-семинар "Современная геометрия и ее приложения". Международная конференция "Современная геометрия и ее приложения". Материалы школы-семинара и конференции. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 44-45.
Жужома Е. В., Медведев В. С., Исаенкова Н. О топологической структуре магнитного поля областей фотосферы // Нелинейная динамика. 2017. Т. 13. № 3. С. 399-412. doi
Grines V., Pochinka O., Bonatti C. Realization of Morse Smale Diffeomorphisms on 3-Manifolds / Пер. с рус. // Proceedings of the Steklov Institute of Mathematics. 2017. Vol. 297. P. 35-49. doi
Гуревич Е. Я. О простейших потоках Морса-Смейла с гетероклиническими пересечениями на сфере $S^n$ // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 2. С. 25-30.
Исаенкова Н., Жужома Е. В. Сопряжение диффеоморфизмов Смейла-Виеториса посредством сопряжения эндоморфизмов // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 1. С. 38-50. doi
Zhuzhoma E. V., Medvedev V. Continuous Morse-Smale flows with three equilibrium positions // Sbornik Mathematics. 2016. Vol. 207. No. 5. P. 702-723. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системы и слоения со сложной структурой предельных множеств

Приоритетные направления развития: математика
2017

Цель работы: Развитие методов качественной теории динамических систем, слоений и ассоциированных алгебраических структур для получения новых фундаментальных результатов и применение их к проблемам механики, астрофизики, нейронных сетей, метеорологии и др.

Используемые методы: методы качественной теории динамических систем, теории бифуркаций, теории групп и топологические методы.

Результаты работы: в ходе выполнения технического задания результаты были получены по нескольким научным направлениям:

1) топологические аспекты динамики и их приложения;

2) классификация динамических систем и построение энергетических функций;

3) теория бифуркаций;

4) динамика слоений с дополнительными структурами и ассоциированные алгебраические конструкции;

5) теория динамического хаоса и исследование хаотической динамики в конкретных системах.

По направлению 1) топологические аспекты динамики и их приложения

1.1 Решена задача о взаимосвязи между существованием сепараторов магнитного поля в солнечной короне и типом и числом седловых особенностей и зарядов. Введено понятие эквивалентности двух магнитных полей и получена классификация таких полей с точностью до топологической эквивалентности.

1.2 Построен пример диффеоморфизма 3-мерной сферы с положительной топологической энтропией, который имеет одномерное соленоидальное базисное множество с двумерным неустойчивым и одномерным устойчивым инвариантными многообразиями в каждой точке (в частности, базисное множество не является ни аттрактором, ни репеллером). Построенный диффеоморфизм служит основой для конструкции недиссипативного быстрого кинематического динамо с одномерным инвариантным соленоидальным множеством.

1.3 Написан обзор по теории Аносова-Вейля, в котором подведен итог многолетней деятельности (в том числе и сотрудников лаборатории В.З. Гринеса и Е.В. Жужомы), посвященной изучению асимптотических свойств прообразов траекторий потоков, слоев слоений,  устойчивых и неустойчивых многообразий точек базисных множеств каскадов, ориентируемых двумерных поверхностей на универсальном накрытии, являющимся либо эвклидовой плоскостью,  либо плоскостью Лобачевского.

1.4 Изучена динамика ограничения гиперболических эндоморфизмов на базисные множества коразмерности один, являющиеся топологическими подмногообразиями несущего многообразия эндоморфизма. Получен критерий существования аттрактора эндоморфизма, удовлетворяющего аксиоме Смейла-Пшетыцкого.

1.5 Численно показано существование эндоморфизма двумерного тора, удовлетворяющего аксиоме A для эндоморфизмов, неблуждающее множество которого обладает одномерным сжимающимся инвариантным как относительно итерации вперед, так и взятия полного прообраза репеллером, локально устроенным как произведение канторовского множества на отрезок.

1.6 Показано, что если замкнутое гладкое ориентируемое многообразие размерности большей или равной три, допускает систему Морса–Смейла без гетероклинических пересечений (для потока Морса–Смейла дополнительно требуется отсутствие периодических траекторий), то такое многообразие гомеоморфно связной сумме многообразий, структура которых взаимосвязана с типом и числом точек, принадлежащих неблуждающему множеству системы.

 1.7 Посредством цветного графа получена эйлерова характеристика и критерий ориентируемости поверхности, склеенной из 2 n-угольника.

1.8 Написан обзор о применении теории динамических систем к исследованию топологии магнитных полей в проводящей среде.

1.9  Написан обзор по динамике и классификации грубых диффеоморфизмов с базисными множествами коразмерности один.

1.10 Введен класс гомеоморфизмов с регулярной динамикой, заданных на топологических многообразиях, и названных гомеоморфизмами Морса-Смейла. Для этого класса получен аналог теоремы Смейла (доказанной ранее Смейлом для гладких систем) о связи между динамикой и топологией несущего многообразия.

1.11 Для класса диффеоморфизмов трехмерных многообразий с поверхностной динамикой дана точная нижняя оценка числа некомпактных гетероклинических кривых. Доказано, что несущее многообразие таких диффеоморфизмов является локально-тривиальным расслоением над окружностью (mapping torus) и на любом многообразии mapping torus существуют диффеоморфизмы с поверхностной динамикой.

1.12 Рассмотрен класс потоков Морса-Смейла на n-мерной сфере, неблуждающее множество которых состоит из двух узловых и двух седловых состояний равновесия. Доказано, что для любого потока из рассматриваемого класса пересечение инвариантных многообразий двух различных седловых состояний равновесия не пусто и состоит из конечного числа компонент связности.

1.13 Доказано, что два периодических сдвига на n-мерном торе, имеющих один период, топологически сопряжены посредством счетного семейства групповых автоморфизмов тора. Кроме того, показано, что для двух фиксированных топологически сопряженных сдвигов множество сопрягающих их гомеоморфизмов в каждом гомотопическом классе содержит континуум гомеоморфизмов.

1.14 Доказано, что для любого сохраняющего ориентацию градиентно-подобного диффеоморфизма, заданного на гладкой, ориентируемой, замкнутой поверхности существует дуальная пара аттрактор-репеллер, которые имеют топологическую размерность не больше 1 и характеристическое пространство гомеоморфно двумерному тору. Непосредственным следствием этого результата является, например, одинаковый период всех седловых сепаратрис такого диффеоморфизма.

1.15 Доказано, что полярные диффеоморфизмы, диффеоморфизмы в точности с одной седловой орбитой, существуют на поверхностях любого рода и седловая орбита всегда имеет отрицательный тип ориентации. Кроме того, установлены все возможные типы периодических данных для таких полярных диффеоморфизмов.

1.16 Доказано, что любая ориентируемая поверхность допускает сохраняющий ориентацию диффеоморфизм Морса-Смейла с одной седловой орбитой. Показано, что эти диффеоморфизмы имеют в точности три узловые орбиты.  Кроме того, установлены все возможные типы периодических данных для таких диффеоморфизмов.

По направлению 2) классификация динамических систем и построение энергетических функций

2.1 В каждом классе топологической сопряженности по абстрактной схеме реализован трехмерный сохраняющий ориентацию диффеоморфизм Морса-Смейла.

2.2 Получена полная топологическая классификация Ω-устойчивых потоков на поверхностях с помощью двудольных ориентированных графов, оснащённых четырёхцветными мультиграфами. Для таких четырёхцветных и оснащённых графов построен алгоритм распознавания за полиномиальное время. Для каждого класса изоморфности таких графов построен стандартный Ω-устойчивый поток на поверхности.

2.3 Написан обзор, посвященный изложению результатов, связанных с вопросами существования энергетической функции у дискретных динамических систем, а также с техникой построения таких функций для некоторых классов $\Omega$-устойчивых и структурно устойчивых диффеоморфизмов на многообразиях размерности 2 и 3.

2.4 Показано, что с точностью до топологического сопряжения, класс эквивалентности диффеоморфизмов Морса-Смейла без гетероклинических кривых на 3-многообразии определяется вложением двумерных устойчивых и неустойчивых гетероклинических ламинаций в характеристическое пространство.

По направлению 3) теория бифуркаций

3.1 Описан и реализован один из возможных сценариев рождения гетероклинических сепараторов в солнечной короне. Предлагаемый сценарий пересоединения связывает магнитное поле с двумя нулевыми точками разного знака, веерные поверхности которых не пересекаются, с магнитным полем с двумя нулевыми точками и двумя гетероклиническими сепараторами, их соединяющими.

3.2 Построена бифуркация между различными типами соленоидальных базисных множеств.

3.3 Найдены препятствия к существованию простой дуги, соединяющей многомерные диффеоморфизмы Морса-Смейла, заданные на неодносвязном замкнутом многообразии  

3.4 Для произвольного количества зарядов (безотносительно к их местоположению) и не предполагая потенциальности поля B приведены оценки, связывающие количества зарядов определенного типа с количеством нуль-точек. Для граничных оценок описывается топологическая структура магнитного поля. Приводится бифуркация рождения большого числа сепараторов.

По направлению 4) динамика слоений с дополнительными структурами и ассоциированные алгебраические конструкции

4.1 Подготовлена обзорная статья по геометрии слоений с трансверсальной линейной связностью. Обзор состоит из трех частей. Первая часть посвящена группам автоморфизмов слоений с трансверсальной линейной связностью  в категории слоений. Во второй части изложены результаты об эквивалентности различных подходов к понятию полноты для исследуемого класса слоений. В третьей части представлены теоремы о псевдоримановых слоениях, образующих важный класс слоений с трансверсально линейной связностью.

4.2 Проведено исследование псевдоримановых слоений и их графиков. Доказан критерий псевдоримановости гладкого слоения произвольной коразмерности на n-мерном псевдоримановом многообразии. Описаны структуры графиков псевдоримановых слоений.

4.3 Найдены необходимые и достаточные условия для того, чтобы лоренцево слоение коразмерности два, допускающее связность Эресмана, было римановым. Дано описание структуры неримановых трансверсально аналитических лоренцевых слоений коразмерности два со связностью Эресмана.

4.4 С помощью теории деформаций алгебры Ли типа G2 построены изоморфизмы между известными простыми 14-мерными алгебрами Ли над полем четной характеристики и алгебрами Ли картановского типа S или H.

По направлению 5) теория динамического хаоса и исследование хаотической динамики в конкретных системах

5.1 Подготовлена обзорная работа по теории пседогиперболических странных аттракторов. Такие аттракторы, хоть и являются негрубыми, так как допускают гомоклинические касания, однако, наравне с гиперборлическими, относятся к классу настоящих аттракторов, так как гомоклинические касания в них не приводят к возникновению устойчивых орбит. Показано, что такие аттракторы могут возникать в трехмерных точечных отображениях. Приведены примеры пседогиперболических аттракторов, возникающих в обобщенных отображениях Эно.

5.2 Проведено исследование спирального хаоса в системах типа Лотки-Вольтерры и Розенцвейга-Макартура. Показано, что странные аттракторы в указанных системах возникают по сценарию Шильникова на основе гомоклинической траектории к седло-фокусному состоянию равновесия, обладающего двумерным неустойчивым многообразием. С помощью численных методов построены бифуркационные кривые отвечающие, возникновению гомоклинической траектории к седло-фокусным состоянием равновесия в указанных системах. Разработаны новые численные методы исследования систем, обладающих спиральными аттракторами.

5.3 Проведено исследование возникновения хаотической динамики в системе, описывающей движение двух вихрей, находящихся под воздействием волнового возмущения и сдвигового потока. Показано, что хаос в указанной системе ассоциируется, как со странными аттракторами, так и с сильно диссипативной смешанной динамикой, которая возникает в результате слияния гомоклинического аттрактора и гомоклинического репеллера. Изучены локальные и глобальные бифуркации, приводящие к возникновению смешанной динамики.

5.4 Проведено исследование сценариев возникновения смешанной динамики в осцилляторной модели Пиковского-Топажа, описывающей взаимодействие четырех связанных ротатора. Показано, что в указанной системе смешанная динамика возникает как «мягким образом», в результате последовательности локальных и глобальных бифуркаций потери симметрии, так и «жестким образом», в результате гетероклинических контуров, проявляющихся после кризиса простых (регулярных) аттракторов и репеллеров.

Публикации по проекту:


N.G. Chebochko, Kuznetsov M., Kondrateva A. Simple 14-Dimensional Lie Algebras in Characteristic Two // Journal of Mathematical Sciences. 2019. Vol. 240. No. 4. P. 474-480. doi
Isaenkova N., Zhuzhoma E. V. On spectral decomposition of Smale-Vietoris axiom a diffeomorphisms // Dynamical Systems. 2017. Vol. 32. No. 2. P. 221-233. doi
Grines V., Pochinka O., Zhuzhoma E. V. Rough diffeomorphisms with basic sets of codimension one / Пер. с рус. // Journal of Mathematical Sciences. 2017. Vol. 225. No. 2. P. 195-219. doi
V. Grines, E. Zhuzhoma. Around Anosov-Weil Theory, in: Contemporary Mathematics Vol. 692: Modern Theory of Dynamical Systems: A Tribute to Dmitry Victorovich Anosov. Providence, Rhode Island : American Mathematical Society, 2017. doi P. 123-154. doi
Жужома Е. В., Медведев В. С. Недисипативное кинематическое динамо на линзах // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 2. С. 53-61. doi
Grines V., Pochinka O. Topological classification of global magnetic fields in the solar corona // Dynamical Systems: an International Journal. 2018. Vol. 33. No. 3. P. 536-546. doi
Починка О. В., Ноздринова Е. В. О периодических данных полярных 2-диффеоморфизмов с одной седловой орбитой // В кн.: Дифференциальные уравнения и их приложения в математическом моделировании: материалы XIII Международной научной конференции (Саранск, 12–16 июля 2017 г.). Саранск : Средневолжское математическое общество (СВМО), 2017. С. 408-417.
Казаков А. О., Баханова Ю. В., Коротков А. Г. Спиральный хаос в моделях типа Лотки-Вольтерры // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 2. С. 13-24. doi
Pochinka O., Nozdrinova E., Dolgonosova A. On the obstructions to the existence of a simple arc joining the multidimensional Morse-Smale diffeomorphisms. // Динамические системы. 2017. Vol. 7(35). No. 2. P. 103-111.
Казаков А. О., Гонченко С. В., Гонченко А. С., Козлов А. Д. Математическая теория динамического хаоса и её приложения: Обзор. Часть 1. Псевдогиперболические аттракторы // Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2017. Т. 25. № 2. С. 4-36. doi
Багаев А. В., Жукова Н. И. Трансверсально аналитические лоренцевы слоения коразмерности два // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Физико-математические науки. 2017. № 4 (44). С. 35-47. doi
Куренков Е. Д. О существовании эндоморфизма двумерного тора со строго инвариантным сжимающимся репеллером // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 1. С. 60-66.
Бонатти Х., Гринес В. З., Починка О. В. Реализация диффеоморфизмов Морса-Смейла на 3-многообразиях // Труды Математического института им. В.А. Стеклова РАН. 2017. Т. 297. С. 46-61. doi
Казаков А. О., Борисов А. В., Пивоварова Е. Н. Регулярная и хаотическая динамика в «резиновой» модели волчка Чаплыгина // Нелинейная динамика. 2017. Т. 13. № 2. С. 277-297. doi
Kazakov A. On a scenario of onset of strongly dissipative mixed dynamics / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2017. No. 1801.00150.
Круглов В. Е., Таланова Г. Н. О поверхностях, склеенных из 2n-угольника // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 3. С. 31-40. doi
Чебочко Н. Г., Кузнецов М., Кондратьева А. Простые 14-мерные алгебры Ли в характеристике 2 // Записки научных семинаров ПОМИ РАН. 2017. Т. 460. С. 158-167.
Починка О. В., Долгоносова А. Ю., Круглов Е. В. Сценарий пересоединения в короне солнца с простой дискретизацией // Нелинейная динамика. 2017. Т. 13. № 4. С. 573-578.
Kazakov A., Gonchenko S. V., Turaev D. V., Gonchenko A. S. On the phenomenon of mixed dynamics in Pikovsky–Topaj system of coupled rotators // Physica D: Nonlinear Phenomena. 2017. Vol. 350. P. 45-57. doi
Круглов В. Е., Починка О. В. Реализация оснащённого двудольного графа Омега-устойчивым потоком на поверхности // В кн.: Дифференциальные уравнения и их приложения в математическом моделировании: материалы XIII Международной научной конференции (Саранск, 12–16 июля 2017 г.). Саранск : Средневолжское математическое общество (СВМО), 2017. Гл. 59. С. 418-427.
Куренков Е. Д., Рязанова К. А. О периодических сдвигах на n-мерном торе // Динамические системы. 2017. Т. 7. № 2. С. 113-118.
Nina. I. Zhukova, Galaev A. S. Attractors of Cartan foliation / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2017.
Починка О. В., Гринес В. З., Жужома Е. В. Динамические системы и топология магнитных полей в проводящей среде // Современная математика. Фундаментальные направления. 2017. Т. 63. № 3. С. 455-474. doi
Гринес В. З., Починка О. В. Построение энергетических функций для омега-устойчивых диффеоморфизмов на 2- и 3-многообразиях // Современная математика. Фундаментальные направления. 2017. Т. 63. № 2. С. 191-222. doi
Grines V., Gurevich E., Pochinka O. On embedding Morse-Smale diffeomorphisms on the sphere in topological flows / Пер. с рус. // Russian Mathematical Surveys. 2017. Vol. 71. No. 6. P. 1146-1148. doi
Grines V., Kurenkov E. On hyperbolic attractors and repellers of endomorphisms / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2017.
Долгоносова А. Ю. О слоениях с трансверсальной линейной связностью // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 1. С. 19-29. doi
Chebochko N.G. Deformations of Lie algebras of type ${D}_{l}$ / Cornell University. Series math "arxiv.org". 2017. No. 1712.01810.
Grines V., Gurevich E., Pochinka O. On the number of heteroclinic curves of diffeomorphisms with surface dynamics // Regular and Chaotic Dynamics. 2017. Vol. 22. No. 2. P. 122-135. doi
Долгоносова А. Ю. О группах автоморфизмов слоений с трансверсальной линейной связностью в категории слоений // В кн.: Международная молодежная школа-семинар "Современная геометрия и ее приложения". Международная конференция "Современная геометрия и ее приложения". Материалы школы-семинара и конференции. Каз. : Издательство Казанского университета, 2017. С. 44-45.
Жужома Е. В., Медведев В. С., Исаенкова Н. О топологической структуре магнитного поля областей фотосферы // Нелинейная динамика. 2017. Т. 13. № 3. С. 399-412. doi
Grines V., Pochinka O., Bonatti C. Realization of Morse Smale Diffeomorphisms on 3-Manifolds / Пер. с рус. // Proceedings of the Steklov Institute of Mathematics. 2017. Vol. 297. P. 35-49. doi
Гуревич Е. Я. О простейших потоках Морса-Смейла с гетероклиническими пересечениями на сфере $S^n$ // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 2. С. 25-30.
Исаенкова Н., Жужома Е. В. Сопряжение диффеоморфизмов Смейла-Виеториса посредством сопряжения эндоморфизмов // Журнал Средневолжского математического общества. 2017. Т. 19. № 1. С. 38-50. doi
Zhuzhoma E. V., Medvedev V. Continuous Morse-Smale flows with three equilibrium positions // Sbornik Mathematics. 2016. Vol. 207. No. 5. P. 702-723. doi