• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг состояния гражданского общества (двенадцатая волна)

Приоритетные направления развития: социология
2017

Объект исследования:

  • население России и его отдельные социальные группы;
  • негосударственные некоммерческие организации (НКО);
  • члены, активисты, волонтеры, сотрудники, руководители НКО;
  • другие авторы гражданского общества в нашей стране.

Цель исследования: оценка текущего состояния гражданского общества для разработки и реализации политики государства в области поддержки и развития его институтов, в частности, негосударственных некоммерческих организаций, обеспечения заинтересованных сторон актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимой для анализа и прогноза развития гражданского общества в России.

Задачи исследования:

  • системная идентификация предмета мониторинга;
  • создание информационной базы по показателям текущего состояния гражданского общества в России;
  • подготовка аналитических материалов, как имеющих теоретический объяснительный потенциал для процессов российского гражданского общества, так и описывающих эмпирические данные о текущем состоянии гражданского общества в России;
  • моделирование и прогнозирование сценариев развития гражданского общества в России.

Использованные методы:

  • анализ результатов российских и зарубежных исследований, теоретических и эмпирических, по основным аспектам темы;
  • сбор эмпирических данных социологическими методами (опросы, глубинные интервью, фокус-группы);
  • анализ и обобщение эмпирических данных с опорой на принципы историзма, сравнительно-исторические, сравнительно-правовые и формально-юридические методы;
  • статистические методы анализа данных, в частности корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, деревья классификации (CHAID-анализ), анализ соответствий и др.

Эмпирическая база исследования:

  • результаты предшествующих исследований российского гражданского общества и некоммерческого сектора, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2006-2016 гг.;
  • данные государственной статистики (Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство юстиции РФ);
  • данные социологических и исторических исследований по различным аспектам развития гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ;
  • данные обследования негосударственных некоммерческих организаций, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора в 2017 г. В выборку вошли 852 организаций из 30 российских субъектов. Опрос проводился по квотной выборке с использованием репрезентативных квот по организационно-правовым формам и годам регистрации НКО. В соответствии с заданными квотами опрашивались руководители организаций, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях. Основанием для отбора регионов являлась типология субъектов РФ по трем группам характеристик: по индексу урбанизации, по индикатору развитости некоммерческого сектора (в количественном выражении), по индикатору экономического развития субъекта РФ, выраженному в показателе душевого валового регионального продукта (ВРП) к среднему по России. Основой для отбора респондентов являлись реестры некоммерческих организаций и общественных объединений в этих субъектах РФ. Отбор проводился механическим способом. Не более двух третей общего числа респондентов в каждом субъекте РФ были опрошены в его административном центре (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга).
  • данные двух всероссийских репрезентативных опросов городского и сельского населения России в возрасте от 18 лет (N = 2000 и N = 4000). Использовалась многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка. Режим опроса – личное интервью (face-to-face) по месту жительства респондента.

Результаты работы:

В результате исследования разработаны теоретические концепции, объясняющие процессы гражданского общества, уточнена методология проведения мониторинговых исследований гражданского общества в его отдельных проекциях, а также получены новые эмпирические данные о текущем состоянии гражданского общества в России.

a) В области теории:

  • Рассмотрены теоретико-методологические основания новых потребительских практик как пространство гражданского общества. На основе сравнения традиционных и новых практик сотрудничества как деятельностного уровня солидарности уточнено теоретическое представление об этичном потреблении как пространстве гражданского общества. Сделан вывод о более эгоистичной природе новых солидарных потребительских практик по сравнению с общественно-политическими солидарностями и неоднозначных позициях новых практик по сравнению с традиционными социально-экономическими солидарностями по роли просоциальных факторов в их развитии. 

b) В области методологии:

  •  уточнена методология проведения мониторинговых исследований гражданского общества в его отдельных проекциях.

c) В области получения новых эмпирических знаний:

  • на основе эмпирических данных обследования негосударственных некоммерческих организаций охарактеризованы различные аспекты функционирования НКО (состав и структура органов управления, трудовые и добровольческие ресурсы, основные источники финансирования, доходы и расходы, фандрайзинг; трудности функционирования НКО; информационная открытость и прозрачность НКО, политические и ценностные ориентации НКО, портрет руководителя НКО). Проанализированы формы и характер взаимодействия НКО с общественной средой и с органами власти разного уровня, раскрыты особенности государственной политики в области поддержки НКО и роли НКО в решении социальных проблем.
  • на основе эмпирических данных двух опросов населения России 18+ выявлены различные аспекты вовлеченности россиян в практики гражданского общества и деятельность НКО, в том числе:
  • установки, влияющие на участие россиян в практиках гражданского общества (доверие, сплоченность, готовность объединяться, ответственность и возможность повлиять на происходящее на разных социальных дистанциях);
  • уровень вовлеченность россиян в благотворительность, в том числе в денежные пожертвования и добровольческую деятельность;
  • уровень информированности населения об НКО и источники информации, уровень доверия и недоверия к НКО; реальный и потенциальный уровень участия в деятельности НКО и общественных гражданских инициатив , в том числе желаемые формы участия, готовность работать на добровольной основе и готовность делать пожертвования организациям и гражданским инициативам;
  • уровень общественной активности россиян, в том числе участие в выборах в качестве избирателя, участие в субботниках, мероприятиях по благоустройству подъезда, двора, города (села, посёлка) и в собраниях жильцов дома или подъезда, участие в акциях помощи людям, попавшим в трудную ситуацию, письменное обращение в государственные органы, учреждения по личному вопросу и с коллективной петицией или по вопросу, не затрагивающему меня лично; высказывание своего мнения на собраниях, в госучреждениях и других инстанциях и в интернете (в интернет–дневнике, на форумах, сайтах госорганов, магазинов, СМИ), участие в общественных (публичных) слушаниях; организация коллектива для решения своей или чужой проблемы, протестная активность;
  • важность и обладание правами и свободами человека, а также представления о необходимости ограничения прав и свобод;
  • политику государства по отношению к НКО (взаимодействие НКО и власти актуальное и желаемое, отношение государства к НКО актуальное и желаемое, оценка политики государства в отношении НКО, механизмы государственного регулирования сферы НКО, НКО, которым власть должна оказывать поддержку)
  • роль НКО в решении социальных проблем.
  • охарактеризованы уровень и динамика (2014-2017 гг.) включения россиян в новые солидарные практики в пространстве потребительских благ и ресурсов и на основе сравнения факторов включения в эти практики и в традиционные виды солидарностей обоснованы условия и потенциал дальнейшего развития новых практик как пространства гражданского общества в России.
  • получена информационная база по группе показателей (порядка 130), позволяющей проводить динамические наблюдения за состоянием гражданского общества.

Степень внедрения:

Мониторинг состояния гражданского общества позволяет обоснованно судить об основных параметрах гражданского общества и третьего сектора, поддерживать эмпирическую базу, в том числе для межрегиональных и межвременных сопоставлений, а также для прогнозирования развития институтов гражданского общества.

Материалы данного исследования использовались:

  • для подготовки информационно-аналитического бюллетеня о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в России, выпускаемого Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.  Бюллетень регулярно выходит в бумажном и цифровом формате и ориентирован на представление в научно-популярной форме результатов исследований, выполненных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ;
  • в рамках образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук сотрудниками кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях;
  • для проведения летней школы «Оценка волонтерской деятельности: экономическая эффективность, социальные эффекты и вклад в развитие страны, регионов и муниципалитетов» (Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, сентябрь 2017 г.).

Рекомендации по внедрению и области применения. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы:

  • в практике государственного и муниципального управления при разработке концепций, федеральных, региональных и муниципальных программ и нормативно-правовых актов в области развития и поддержки гражданского участия и работы некоммерческих организаций;
  • в процессе подготовки кадров государственного и муниципального управления, а также кадров для некоммерческих организаций;
  • в программах учебных заведений различной профессиональной направленности, в том числе по менеджменту НКО, государственному и муниципальному управлению, в программах курсов повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления.

Публикации по проекту:


Корнеева И. Е. Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности НКО – поставщиков социальных услуг // В кн.: Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы Восемнадцатого всероссийского симпозиума / Науч. ред.: Г. Б. Клейнер. ЦЭМИ РАН, 2017.
Мерсиянова И. В., Корнеева И. Е. Публичные слушания как форма участия населения в местном самоуправлении: факторы вовлеченности // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 277-285.
Mersiyanova I. V., Kononykhina O., Sokolowski W., Salamon L. M. Russia: A Classic Statist Model, in: Explaining Civil Society Development: A Social Origins Approach / Рук.: L. M. Salamon. Johns Hopkins University Press, 2017. Ch. 14. P. 223-236.
Krasnopolskaya I., Minnigaleeva G. A. Social innovation, in: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance (Living Edition). Cham : Springer, [б.г.]. doi P. 1-6. doi
Shabanova M. A. Socially Responsible Consumption in Russia: Factors and Development Potential of Market-oriented and Non-market Practices / Пер. с рус.: Y. Filippov. // Social Sciences. 2017. Vol. 48. No. 3. P. 17-36. doi
Корнеева И. Е. Возможности использования методов статистического анализа данных в изучении роли и места маркетинга в деятельности российских НКО // В кн.: Труды 8-й Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Статистические методы анализа экономики и общества» (16-19 мая 2017 г.) / Под общ. ред.: В. С. Мхитарян, М. Ю. Архипова, Л. А. Родионова, В. П. Сиротин. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017. С. 143-145.
Сухарькова М. П. Олимпийское волонтерское движение после игр в России // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 84-91.
Сухарькова М. П. Подходы к учению мотивации участия в практиках волонтерства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. С. 16-24.
Шабанова М. А. Этичные потребительские практики как сфера деятельности НКО в России: проблемы и потенциал акторства // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 320-329.
Jakobson L. I. Russian experts: missing actors of the budget process // Post-Communist Economies. 2017. Vol. 29. No. 4. P. 491-504. doi