• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Траектории в образовании и профессии

Приоритетные направления развития: социология
2017

Цель работы: выявление и анализ типичных траекторий в образовании и профессии, культурных структур и факторов, влияющих на их формирование.

Используемые методы:

Комплексное лонгитюдное исследование включает в себя регулярные опросы панели респондентов, репрезентирующей возрастную когорту, и глубинные интервью с 1-2% участников панели.

Анкета количественного исследования фиксирует аспекты траекторий респондентов в сфере образования, карьеры, семьи. Глубинные интервью проводятся с целью сбора более детальной и глубокой информации о механизмах образовательного и профессионального выбора, влияния символических структур на жизненные траектории.

Данные опросов анализируются совместно с данными предыдущих волн исследования с помощью статистических методов, подходящих для анализа лонгитюдных данных. Интервью транскрибируются, проводится тематическое кодирование,  интервью анализируются с помощью методов интерпретативного анализа отдельных кейсов и выделения типичных элементов и принципов организации образовательных выборов и траекторий.

Эмпирическая база исследования:

Эмпирической базой исследования является панельное исследование «Траектории в образовании и профессии» - мультикогортный лонгитюд,  содержащий одну национальную и несколько региональных панелей. Национальная панель проводится с 2011 года и основана на выборке 5 тысяч учащихся восьмых классов, принявших участие в международном тестировании TIMSS 2011 и в качестве дополнительной выборrb – в исследовании PISA в 2012 году. В 2017 году проведена шестая волна исследования, в которой приняли участие 81% респондентов от первоначальной выборки.

Также анализ проводится на базе двух волн глубинных интервью с участниками национальной панели и участниками панелей студентов вузов в Ярославской области и Татарстане.

Результаты работы:     

Развитие методологии лонгитюдных исследований

Усовершенствована методика проведения когортного лонгитюдного исследования на этапе обучения панелистов в вузах и колледжах, выходе на рынок труда выпускников организаций среднего профессионального образования, в условиях территориальной разрозненности респондентов. Об эффективности методики свидетельствует рост достижимости среди респондентов по сравнению с прошлыми волнами.

Развитие теории

Показана особенность формирования образовательных и профессиональных траекторий в современном обществе в контексте теорий индивидуализации и рефлексивной современности. Разработан подход к анализу образовательных и профессиональных траекторий с помощью ресурсов культурсоциологии, основной чертой которого является внимание к карьерно-образовательному выбору и учет его темпорального аспекта.

Получение новых эмпирических знаний

Получена база данных  шестой волны опроса национальной панели. Подготовлены аналитические материалы на результатах предыдущих волн национальной панели. На данных пяти волн национальной панели показаны траектории перехода от обучения к работе в течение 5 лет после окончания девятого класса, проанализированы особенности этого перехода в зависимости от пола и образовательного трека, выбранного после девятого класса («академического», предполагающего продолжение обучения в старшей школе и «неакадемического», связанного с уходом в СПО). На данных двух волн глубинных интервью выявлены модели карьерно-образовательного выбора на неакадемическом треке, проведен интепретативный анализ отдельных траекторий. На данных двух волн глубинных интервью с выпускниками вузов в Ярославской области и Татарстане проанализированы аспекты перехода от обучения к работе на более старшей возрастной когорте.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Методологические и методические наработки исследования могут быть использованы при планировании новых лонгитюдных проектов, как регионального или национального масштаба, так и, например, выпускников отдельных образовательных организаций.

Базы данных национальной панели могут быть полезны для исследователей  сфере социологии и экономики образования, социологов,  работающих, например, в рамках теории жизненного цикла или изучающих социально-экономическое неравенство и его первичные и вторичные эффекты на образования, исследующих процесс выхода на рынок труда и пр.

Результаты анализа данных опросов и интервью участников рекомендуется использовать для подготовки аналитических материалов для государственной политики в сфере образования.

Публикации по проекту:


Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83-109. doi
Косякова Ю., Ястребов Г. А., Янбарисова Д. М., Куракин Д. Ю. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе / Пер. с англ. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5 (88). С. 76-97.