• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг качества бюджетного и платного приема в российские вузы

Приоритетные направления развития: социология
2017

Мониторинг качества приема в Российские вузы проводится с 2009 года, с 2011 года он охватывает все государственные вузы РФ, ведущие прием по результатам ЕГЭ. В мониторинг не включены творческие вузы и вузы силовых министерств.

В 2017 году в Мониторинге 417 головных государственных вузов.

Объектом исследования являются списки зачисленных в государственные вузы на бюджетные и платные места с указанием баллов ЕГЭ, оснований для зачисления, направления подготовки.

Предмет исследования – качество приема в вузы. Качество приема оценивается в первую очередь посредствам расчета среднего балла ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места в вузы и на направления подготовки. Кроме средних баллов ЕГЭ учитывается структура приема в вузы, наличие в вузах укрупненных групп направлений, в которых вуз занимает лидирующие позиции по качеству приема.

Цели работы:

1. Создание рейтинга качества бюджетного и платного приема в вузы, который позволяет, в том числе получить информацию о спросе на отдельные направления подготовки со стороны абитуриентов и их семей, востребованности направлений подготовки среди абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ и среди победителей и призеров олимпиад школьников.

2. Исследование динамики изменения качества бюджетного и платного приема в различные вузы и на различные направления подготовки.

3. Разработка наглядного инструмента (Калькулятора ЕГЭ), позволяющего абитуриентам получать информацию о приеме в различные вузы и оценивать свои шансы поступить на те или иные направления подготовки.

Используемые методы:

Методология проведения Мониторинга очень проста. Из открытых источников данных собирается следующая информация. С сайтов вузов: перечень направлений подготовки, на которые вуз ведет прием; контрольные цифры приема; перечень сдаваемых предметов ЕГЭ и дополнительных испытаний; минимальные баллы ЕГЭ; стоимость обучения. Из приказов о зачислении: списки зачисленных на направления подготовки; основания для зачисления; сумма баллов ЕГЭ или сумма конкурсных баллов. Из рейтинговых списков: баллы за индивидуальные достижения и баллы ЕГЭ по предметам.

На основе этих данных рассчитываются средние баллы ЕГЭ, фиксируется структура приема в вузы и по группам направлений подготовки.

Эмпирическая база исследования:

Из этих сведений формируется база данных, в которой для каждого зачисленного в вуз известна следующая информация (при условии, что она была размещена на сайте): вуз; направление подготовки; место (бюджетное/ с полным возмещением затрат); основание для зачисления (по конкурсу, целевой прием, прием по квоте, без вступительных испытаний, поступающий из Крыма); набор сдаваемых предметов ЕГЭ; сумма конкурсных баллов; сумма баллов ЕГЭ; сумма баллов за индивидуальные достижения; средний балл ЕГЭ (в расчете на один предмет).

Результаты работы: Основным результатом работы является рейтинг качества бюджетного и платного приема. Рейтинг строится по вузам и по укрупненным группам направлений подготовки. Вузы сортируются по убыванию среднего балла ЕГЭ зачисленных (в случае равенства баллов – по убыванию числа зачисленных).

Для каждого вуза и каждой укрупненной группы направлений подготовки в вузе рассчитаны:

  • Средние баллы ЕГЭ зачисленных по всем основаниям;
  • Показана структура приема;
  • Рассчитана средняя стоимость обучения (рублей в год);
  • Доля «сильных», «средних» и «слабых» зачисленных;
  • Показаны минимальные баллы ЕГЭ, установленные вузами на каждое направление подготовки.

Кроме этого рассчитываются обобщенные данные:

  • по профилям вузов;
  • по укрупненным группам направлений подготовки;
  • по регионам.

Данные, собираемые каждый год, сопоставимы (связаны) с данными предыдущих лет. Таким образом, собранный массив данных за 7 лет проведения полномасштабного Мониторинга позволяет как делать общие выводы о динамике качества приема, так и отслеживать траектории конкретных вузов.

В ходе анализа полученной базы данных были сделаны следующие общие выводы.

В целом по стране средний балл ЕГЭ зачисленных в вузы – как на бюджетные, так и на платные места – несколько вырос по сравнению с 2016 годом. В 2017 году по бюджетному приему средний балл поднялся с 67,1 до 68 баллов, по платному приему – с 60,8 до 61,4 баллов. Это объясняется более высокими баллами, полученными школьниками на Едином государственном экзамене в 2017 году. Разница между качеством бюджетного и платного приема остается практически неизменной.

По направлениям подготовки также виден рост качества бюджетного приема по сравнению с 2016 г.  – по половине укрупненных групп (31 из 67) он составил в среднем 0,5-1,5 баллов. Самый заметный прирост – по относительно небольшому направлению «Технологии легкой промышленности» (+3,6 балла).

Значимый рост качества бюджетного приема – по гуманитарным и авиатехническим направлениям. С учетом величины набора, среди гуманитарных стоит выделить в «Историю» (+2,3 балла), «Международные отношения» (+2,2 балла), «Юриспруденцию» (+1,8 баллов). Направления, связанные с проектированием и эксплуатацией авиационной техники, прибавили по 1,7-1,9 баллов.

Значимое снижение, с учетом масштаба приема, – только по группе «География» (-1,6 баллов).

В количественном отношении заметный прирост и в бюджетном, и в платном наборе по сравнению с 2016 г. произошел на направлениях «Здравоохранение» (+ 543 чел. на бюджетные места, всего зачислено 25 363 чел.; + 1,5 тыс. чел. на платные места, всего зачислено 19 тыс. чел.) и «Информатика и вычислительная техника» (+ 671 чел. на бюджетные места, всего зачислено 19 566 чел.; +888 чел. на платные места, всего зачислено 4 832 чел).

Заметное сокращение набора, также в бюджетном и платном наборе, – на «Экономику» (на бюджетные места минус 748 чел., всего зачислено 5467 чел.; на платные -- минус 2 тыс. чел., всего зачислено 25 086 чел.) и «Менеджмент» (на бюджетные места минус 628 чел., всего зачислено 4365 чел., на платные места – минус 1 тыс. чел., всего . зачислено 10 908 чел.).

Качество приема по этим направлениям немного повысилось (+ 1,2-1,3 балла по менеджменту и + 1 балл по информатике) или осталось без изменений по сравнению с 2016 г.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты Мониторинга качества приема могут использоваться органами государственной власти (Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор, региональные министерства образования и науки, прочие министерства, имеющие подведомственные вузы) для оценки эффективности вузов. Также результаты Мониторинга могут быть полезны руководителям вузов для оценки места своего вуза среди конкурентов, для выработки стратегии приемной кампании.

Результаты Мониторинга качества приема ежегодно размещаются в открытом доступе на сайте http://www.hse.ru/ege/, что обеспечивает общественный контроль за процедурой зачисления в вузы и позволяет абитуриентам следующего года сделать выбор вузов и направлений подготовки.