• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Англоязычные учебники по философии науки: трансформация учебного плана с 1937 по 2017 г.

2018

Философия науки – философская дисциплина, активно развивающаяся в рамках англоязычной философии с 1920-ых годов. Полувековое интенсивное развитие позволило ей к 70-ым годам ХХ века стать хорошо институализированной дисциплиной и занять прочное место в академическом курикулуме. Анализ истории философии науки как дисциплины позволил выделить ряд самостоятельных этапов в ее развитии (Machamer, P. A brief historical introduction to the philosophy of science In: P. Machamer, M. Silberstein (Eds.), The Blackwell Guide to the Philosophy of Science, Oxford Blackwell, 2002. 1–17.), а саму историю рассматривать как ключ к пониманию дальнейших перспектив развития этого раздела философского знания.
Цель проекта – исследовать, как менялось базовое изложение основ философии науки. Анализируя учебную литературу, можно прояснить особенности выбора текстов, персоналий, ключевых проблем и терминологического аппарата. Интенсивность изданий учебников, их вариативность или, наоборот, тематическая консолидация могут указывать как на содержательную, так и на институциональную динамику внутри дисциплины. Исследование предполагает анализ около 60 учебников, от первого учебника Корнелиса Беньямина, изданного в 1937 году, до современных учебников таких авторов, как Александр Розенберг, Питер Годфри-Смит и др.

Достижение поставленной цели предполагает осуществление анализа трансформации учебной литературы на протяжении всего существования этой дисциплины. Философы науки были одними из первых, кто обратил внимание на роль учебников в развитии научного знания. В тоже время, если философы обращают внимание на учебники по конкретным дисциплинам (Niaz M. Science Textbooks: The Role of History and Philosophy of Science. In: Matthews M. (eds) International Handbook of Research in History, Philosophy and Science Teaching. Dordrecht: Springer 2014), то сами учебники по философии науки редко становятся предметом историко-философских исследований. В качестве исключения можно назвать статью Грюне-Янова ( Grüne-Yanoff, T. Teaching philosophy of science to scientists: why, what and how. European Journal for Philosophy of Science, 2014. 4(1), 115-134), специально посвященную критическому анализу современных учебников по философии науки. 

Фокус на исторической трансформации тематического канона одной из ключевых дисциплин аналитической философии предполагает использование разных методологических инструментов, что отражает стремление совместить традиционные для истории философии методы с методами наукометрии.  Наукометрический подход, развитый в социологии знания, позволит углубить понимание трансформаций учебной литературы по философии науки, прояснить особенности выбора текстов, персоналий, ключевых проблем и терминологического аппарата. Исследование учебной литературы по философии науки позволит показать, как научные дискуссии могут изменять уже сложившийся дисциплинарный ландшафт, как осуществляется междисциплинарное взаимодействие, открываются новые тематические поля. Интенсивность изданий учебников, их вариативность или, наоборот, тематическая консолидация могут указывать как на содержательную, так и на институциональную динамику внутри дисциплины.