• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль длины составляющей в грамматичности предложений: русский язык и типологические данные

2018

Основная научная проблема: влияет ли длина (и синтаксическая сложность) составляющих определённого типа на их встречаемость в корпусах и оценку носителями.

Гипотезы, которые должны быть проверены:
1) среди полипредикативных конструкций лучше оцениваются те, где главное предложение длиннее, чем подчинённое или равно ему, чем те, где главное предложение короче;
2) помимо собственно длины составляющей, важна её синтаксическая сложность и эксплицитность (например, выраженность всех актантов глагола). В целом в русском языке главное предложение должно быть эксплицитнее, чем подчинённое;
3) как слишком длинные, так и слишком короткие (однословные) предложения избегаются языком;
4) роль параметра длины составляющей может быть разной в различных языках.

Исследование будет актуально, поскольку позволит проследить на конкретном языковом материале (русский, адыгейский, один из тюркских языков) влияние длины составляющей на грамматичность предложений. Данные исследования могут быть использованы при описании грамматики разноструктурных языков.В дальнейшем исследование может быть полезно не только для лингвистической типологии и описания конкретных языков, но и для прикладных исследований: для автоматического анализа языка существенно, чтобы программа имела представление о наиболее часто встречающихся типах предложений, умела анализировать их и порождать при переводе.Наконец, исследование может быть релевантно для психолингвистики: данные о грамматичности предложений разной длины и сложности могут быть полезны для анализа восприятия синтаксических единиц и объёма оперативной памяти носителя языка.

Публикации по проекту:


Letuchiy A. Length Of Constituent As A Relevant Factor In Russian Syntax / NRU HSE. Series WP BRP "Linguistics". 2019. No. WP BRP 88/LNG/2019.
Летучий А. Б. Падеж ниоткуда (неструктурное копирование падежа) // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2019. № XXII