• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы, влияющие на эффективность государственных закупок и предприятий с государственной собственностью

Приоритетные направления развития: экономика, государственное и муниципальное управление
2018

Цель работы: изучение факторов, определяющих стимулы для повышения эффективности гос. закупок и предприятий с государственной собственностью в России.

Используемые методы

В части анализа общих тенденций развития системы государственных закупок в России,  показателей эффективности государственных закупок и подходов к их исследованию опирается на методологию институциональной экономической теории, а также концепциях, сформулированных в рамках теории контрактов. В части анализа мотивационных стимулов на уровне компаний исследование опирается на эндогенную теорию роста, на агентскую теорию и теорию гетерогенной реакции фирм на стимулы от конкуренции. В ходе реализации проекта в 2018 г. был апробирован инструментарий «опросного эксперимента» на заказчиках и поставщиках государственных закупок, выявлены сильные стороны и недостатки для проведения дальнейших экспериментов.  Анализ эмпирических данных проводился с использованием стандартных статистических и эконометрических методов.

Эмпирическая база исследования

Первое направление исследования опирается на результаты проведенного опроса заказчиков и поставщиков в электронной форме о проблемах функционирования в рамках 44ФЗ. Для проведения опроса были была собрана база данных ответов заказчиков (более 1400 ответов) и поставщиков (более 850 ответов).

В рамках второго направления был проведен анализ контрактов, заключенных с поставщиками дорожных ремонтно-строительных работ, и их зависимость от биографических характеристик губернаторов. Был проведен сбор данных из доступных источников (сайт zakupki.gov.ru) о размещении заказов и заключенных контрактах за 2011-2015 годы по ремонтно-строительным дорожным работам и сформированы базы данных в формате приемлемом для эконометрического анализа.

В рамках третьего направления в целях проверки воздействия аукционов с преференциями на эффективность закупок при проведении открытых электронных аукционов, была проанализирована совокупность всех контрактов на закупку сахара-песка в России в период 2011-2013 годов.

В качестве эмпирической базы четвертого направления исследования по оценке влияния конкуренции на сравнительную эффективность предприятий с государственной и частной собственностью были использованы микроданные Русланы Бюро ван Дейка и региональные данные на основе базы данных ICSID. Дополнительно была проведена работа по формированию базы данных предприятий с государственной собственностью (20 тысяч наблюдений за период 2008-2015 гг.)

Результаты работы

В результате проведения исследования «Факторы, влияющие на эффективность государственных закупок и предприятий с государственной собственностью», были получены следующие результаты.

По направлению, посвященному анализа проведенного опроса представителей госзаказчиков и поставщиков в электронной форме о проблемах функционирования в рамках 44ФЗ:

  • В целом по РФ общие издержки на осуществление госзакупок составили в 2016 году порядка 64 млрд. рублей или около 1% от общей суммы по заключенным контрактам за год.
  • Результаты исследования подтвердили, что чем меньше стоимость закупки, тем дороже она обходится с точки зрения затрат на ее осуществление и администрирование.
  • Самыми дорогими процедурами стали процедуры мелких закупок – запрос котировок и закупки малого объема до 100 тыс. руб. Доля издержек на такие закупки составляет от 6,6% и выше, что превышает экономию от снижения цен и ставит вопрос о необходимости упрощения регулирования таких закупок. 
  • Регрессионный анализ показал, что наличие опыта работы респондента со сложными конкурсными процедурами оказался наиболее значимым фактором, оказывающим влияние на размер издержек госзакупок. Кроме этого, для некоторых типов процедур статистически значимыми оказались возраст респондента, сфера деятельности организации и принадлежность организации к федеральным/муниципальным/региональным заказчикам.
  • Несмотря на существенное изменение законодательства для системы госзакупок РФ остаются характерными большинство проблем, которые отмечались исследователями и практиками еще 7-8 лет назад – включая ценовой демпинг, коллизии в регулировании, низкий уровень конкуренции на торгах.
  • Проблемы, характерные для 94-ФЗ, остаются актуальными в условиях действия 44-ФЗ, и их острота практически не снизилась с переходом на новое регулирование. В частности, респонденты, имеющие опыт работы по 94-ФЗ, в целом хуже оценивали основные параметры существующей системы регулирования в сравнении с теми, кто работал только по 44-ФЗ.
  • Женщины-чиновники в России более чувствительны к коррупции как проблеме развития госзакупок в России, чем мужчины-чиновники. Кроме того, анализ должностей, занимаемых респондентами, показал, что эффект сохраняется даже при занятии женщинами высоких должностей.
  • По мнению поставщиков, в 2014-16 гг. средняя доля заказчиков, следовавших стратегии заключения контрактов с заранее определенными ими поставщиками, составила 53%, а по оценке самих заказчиков – 40%.
  • Была выявлена существующая неоднородность поставщиков, в основе которой, по нашему мнению, лежит разная типология их поведения на рынках госзаказа в зависимости от степени вовлеченности в практики заведомого выбора поставщика. Различные варианты объяснения распространенности данной практики («оправдание», «обвинительный уклон» или комбинация «оправдательных» и «обвинительных» причин) позволили выделить среди поставщиков группы, которые значимо различаются по ряду объективных характеристик и по оценкам масштабов данного явления.

По направлению анализа контрактов, заключенных с поставщиками дорожных ремонтно-строительных работ, и их зависимости от биографических характеристик губернаторов получены следующие результаты:

  • В среднем в регионах, где руководят губернаторы-инсайдеры, торги характеризуются более высоким уровнем конкуренции. При этом в таких регионах срок пребывания губернатора на посту не влияет на конкуренцию на торгах и качество исполнения контрактов.
  • В регионах, где руководителями являются губернаторы-«варяги», с увеличением срока губернатора на посту наблюдается снижение конкуренции в ходе торгов и более высокие задержки при исполнении контрактов.

По направлению анализа эффективности закупок в специализированных торгах у малого бизнеса получены следующие результаты:

  • Для аукционов с невысокой начальной ценой (до 2 млн.) торги с преференциями не отличаются от обычных торгов по показателю ценовой эффективности.
  • Для аукционов среднего размера (от 2 до 5 млн.) торги с преференцией демонстрируют более высокую эффективность. Однако для крупных торгов (от 5 до 15 млн.) наблюдается неэффективность торгов с преференциями.

По направлению исследования влияния конкуренции на сравнительную эффективность предприятий с государственной и частной собственностью были получены следующие содержательные результаты:

  • Показано небольшое преимущество частных предприятий по уровню ТЕ (технологической эффективности) и отставание по темпам роста СФП (совокупной факторной производительности), а также изменение уровня отставания госпредприятий в зависимости от сектора и периода наблюдения. 
  • В ходе последующего анализа факторов, взаимодействующих с формой собственности, показано, что отраслевая конкуренция сильно и значимо повышает эффективность фирмы, и усиливает преимущества частных предприятий по уровню ТЕ (технологической эффективности).
  • Мягкие бюджетные ограничения (измеренные как сумма всех видов трансфертов и госкредитов в региональном разрезе в расчете на одного жителя), напротив, увеличивает эффективность госпредприятий значительно сильнее, чем частных. Таким образом, было найдено подтверждение концепции обусловленности влияния формы собственности на эффективность факторами структуры рынков и присутствия мягких бюджетных ограничений.

Рекомендации по применению результатов НИР

Полученные в ходе работы над проектом результаты исследования могут иметь значение как с точки зрения дальнейшего улучшения регулирования закупок, так и с точки зрения понимания факторов, определяющих неравномерность эффективности применения этого регулирования.  Результаты сравнения стимулов для заказчиков различного уровня подчинения и анализ задержек при исполнении контрактов, полученные в рамках проекта, могут быть использованы для формирования рекомендаций по модификации системы размещения заказа. В области корпоративного управления полученные результаты могут выявить дополнительные факторы, определяющие стимулы к инновационной деятельности.

Публикации по проекту:


Detkova P., Podkolzina E., Tkachenko A. Corruption vs. Competition: When Centralization Matters, in: Public Administartion and Policy in Russia. Taylor and Francis, 2019. Ch. 11.