• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Factors behind the efficiency in public procurement and in public enterprise

Priority areas of development: economics, state and public administration
2018
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Objective: studying determinants of incentives for efficient public procurement and state-owned enterprises in Russia.

Methods

The analysis of general trends in development of public procurement system, public procurement efficiency indicators and approaches to their studying are based on the methodology of the institutional economic theory and concepts formulated in contracts theory. The analysis of incentives of enterprises is based on the endogenous growth theory, the agency theory and the theory of heterogeneous reaction of firms to competitive incentives. The “list experiment” technique applied in the survey of customers and suppliers revealed the strengths and limitations for further experimenting. The analysis of empirical data is conducted using standard statistical and econometric methods.

Empirical basis of the survey

The first line of research is based on results of an online survey of customers and supplierson problems of operating under regulation of 44-FL. The survey was conducted using a database of customers’ (over 1,400 responses) and suppliers’ (over 850 responses) responses.

The second line of research focus on the analysis of contracts concluded with suppliers of road repair and construction and their dependence on biographical characteristics of governors. Public information sources (the official public procurement website zakupki.gov.ru) were used for gathering data on contracts concluded during 2011-2015 for road construction and repair jobs and forming databases in a format acceptable for econometric analysis.

The third line of research evaluated the impact of auctions with preferences on procurement efficiency of open e-auctions analyzing all contracts on granulated sugar procurement in Russia from 2011 to 2013.

Microdata from Bureau Van Dijk Ruslana database and regional data from ICSID dataset were used as the empirical basis of the fourth line of research evaluating the impact of competition on comparative efficiency of state-owned and private enterprises. Additional work was performed to form a database of state-owned enterprises (20,000 observations during the period from 2008 to 2015).

Results

The research project “factors behind the efficiency in public procurement and in public enterprise” produced the following results.

The analysis of the online survey of customers and suppliers on problems of operating under regulation of 44-FL:

  • The total costs of  public procurement in Russian was about RUB 64 billion in 2016, or about 1% of the aggregate value of contracts concluded during the year.
  • The results of the survey confirmed that the lower is the contract value the most expensive it turns out to be in terms of costs for its implementation and administering.
  • The most expensive procedures are small value purchases – requests for quotations and small purchases up to RUB 100,000. The share of costs of such procurement contracts is 6.6% and more, which exceeds the economy from price decrease and calls for a need to simplify regulation of such procurements.
  • The regression analysis showed that a respondent’s experience with complex procedures is the most significant factor influencing costs assessment. In addition, the respondent’s age, area of the organization’s activity and the organization being a federal/municipal/regional customer turned out to be statistically significant factor for some types of procedures.
  • Despite a significant change in legislation the Russian public procurement system is still confronted with most of the problems that were noted by researchers and practitioners 7–8 years ago remain including price dumping, regulatory collisions and low competition in public bids.
  • The problems characteristic of 94-FL are still challenging under 44-FL regulation and are practically as urgent after transition to the new regulatory regime. Specifically, respondents who had experience with 94-FL gave lower estimates of the current regulatory system compared to those who had experience only with 44-FL.
  • Russian female officials are more sensitive to corruption as a problem of public procurement in Russia than male officials. In addition, analysis of respondents’ positions showed that the effect persists even where women hold high positions.
  • The average share of customers practicing predetermined suppliers contracting in 2014-2016, as assessed by suppliers, was 53%, and in procurers’ estimates, it was 40%.
  • The analysis revealed the suppliers’ inhomogeneity which we consider to be a result of different behaviour patterns on public procurement market depending on the degree of involvement in predetermined supplier choice practices. Different explanations of this practice ("justification", "accusation" or a combination of both reasons) allowed identifying groups of suppliers that differ significantly in their models of behavior in the public procurement market

The analysis of contracts concluded with suppliers of road construction and repair jobs and their dependence on biographical characteristics of governors produced the following results:

  • In regions where governors are “insiders” auctions are characterized with a higher average level of competition. At the same time, the governor’s tenure does not impact competition at auctions and delivery of contracts.
  • In regions with “outsider” governors the level of competition at auctions tends to decrease and delays in contract execution become longer along with increase in the governor’s tenure.

The analysis of efficiency of procurement at specialized auctions involving small businesses produced the following results:

  • Set-aside auctions for small business are equally efficient to ordinary auctions when reserve price is low (up to RUB 2 million).
  • Set-aside auctions with a medium reserve price (from RUB 2 million to RUB 5 million) demonstrate higher price efficiency. However, set-aside auctions with a high reserve price (from RUB 5 million to RUB 15 million) are inefficient.

The research of the impact of competition on comparative efficiency of state-owned and private enterprises produced the following substantive results:

  • The private enterprises demonstrated a small advantage in terms of Technological Efficiency (TE) and a lag in growth paces of Total Factor Productivity (TFP). A change in the lag of state-owned enterprises was revealed depending on the sector and observation period.
  • Further analysis of the factors related to the form of ownership showed that sector-specific competition strongly and significantly increases a company’s efficiency and strengthens private firms’ advantages in terms of Technological Efficiency (TE) level.
  • Soft budget constraints (measured as the sum total of all forms of transfers and public loans in regional dimension per capita of the population), on the contrary, boost the efficiency of state-owned enterprises much more than private firms. Therefore, the concept of dependence of the influence of the form of ownership on efficiency on market structure factors and presence of soft budget constraints has been confirmed.

Recommendations for R&D results application

The findings from the project can be valuable both in terms of further development of public procurement regulation and in terms of understanding the factors behind different efficiency of application of this regulation. The results of comparing the incentives for customers of different subordination levels and analysis of contract execution costs obtained in this project can be used for working out recommendations for modifying the procurement system. The findings in the sphere of corporate governance can help identify additional determinants of incentives for innovative activity.

Publications:


Tkachenko A., Esaulov D. Autocratic governors in public procurement // European Journal of Political Economy. 2020. Vol. 61. P. 1-18. doi
Detkova P., Podkolzina E., Tkachenko A. Corruption vs. Competition: When Centralization Matters, in: Public Administartion and Policy in Russia. Taylor and Francis, 2019. Ch. 11.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы, влияющие на эффективность государственных закупок и предприятий с государственной собственностью

Приоритетные направления развития: экономика, государственное и муниципальное управление
2018

Цель работы: изучение факторов, определяющих стимулы для повышения эффективности гос. закупок и предприятий с государственной собственностью в России.

Используемые методы

В части анализа общих тенденций развития системы государственных закупок в России,  показателей эффективности государственных закупок и подходов к их исследованию опирается на методологию институциональной экономической теории, а также концепциях, сформулированных в рамках теории контрактов. В части анализа мотивационных стимулов на уровне компаний исследование опирается на эндогенную теорию роста, на агентскую теорию и теорию гетерогенной реакции фирм на стимулы от конкуренции. В ходе реализации проекта в 2018 г. был апробирован инструментарий «опросного эксперимента» на заказчиках и поставщиках государственных закупок, выявлены сильные стороны и недостатки для проведения дальнейших экспериментов.  Анализ эмпирических данных проводился с использованием стандартных статистических и эконометрических методов.

Эмпирическая база исследования

Первое направление исследования опирается на результаты проведенного опроса заказчиков и поставщиков в электронной форме о проблемах функционирования в рамках 44ФЗ. Для проведения опроса были была собрана база данных ответов заказчиков (более 1400 ответов) и поставщиков (более 850 ответов).

В рамках второго направления был проведен анализ контрактов, заключенных с поставщиками дорожных ремонтно-строительных работ, и их зависимость от биографических характеристик губернаторов. Был проведен сбор данных из доступных источников (сайт zakupki.gov.ru) о размещении заказов и заключенных контрактах за 2011-2015 годы по ремонтно-строительным дорожным работам и сформированы базы данных в формате приемлемом для эконометрического анализа.

В рамках третьего направления в целях проверки воздействия аукционов с преференциями на эффективность закупок при проведении открытых электронных аукционов, была проанализирована совокупность всех контрактов на закупку сахара-песка в России в период 2011-2013 годов.

В качестве эмпирической базы четвертого направления исследования по оценке влияния конкуренции на сравнительную эффективность предприятий с государственной и частной собственностью были использованы микроданные Русланы Бюро ван Дейка и региональные данные на основе базы данных ICSID. Дополнительно была проведена работа по формированию базы данных предприятий с государственной собственностью (20 тысяч наблюдений за период 2008-2015 гг.)

Результаты работы

В результате проведения исследования «Факторы, влияющие на эффективность государственных закупок и предприятий с государственной собственностью», были получены следующие результаты.

По направлению, посвященному анализа проведенного опроса представителей госзаказчиков и поставщиков в электронной форме о проблемах функционирования в рамках 44ФЗ:

  • В целом по РФ общие издержки на осуществление госзакупок составили в 2016 году порядка 64 млрд. рублей или около 1% от общей суммы по заключенным контрактам за год.
  • Результаты исследования подтвердили, что чем меньше стоимость закупки, тем дороже она обходится с точки зрения затрат на ее осуществление и администрирование.
  • Самыми дорогими процедурами стали процедуры мелких закупок – запрос котировок и закупки малого объема до 100 тыс. руб. Доля издержек на такие закупки составляет от 6,6% и выше, что превышает экономию от снижения цен и ставит вопрос о необходимости упрощения регулирования таких закупок. 
  • Регрессионный анализ показал, что наличие опыта работы респондента со сложными конкурсными процедурами оказался наиболее значимым фактором, оказывающим влияние на размер издержек госзакупок. Кроме этого, для некоторых типов процедур статистически значимыми оказались возраст респондента, сфера деятельности организации и принадлежность организации к федеральным/муниципальным/региональным заказчикам.
  • Несмотря на существенное изменение законодательства для системы госзакупок РФ остаются характерными большинство проблем, которые отмечались исследователями и практиками еще 7-8 лет назад – включая ценовой демпинг, коллизии в регулировании, низкий уровень конкуренции на торгах.
  • Проблемы, характерные для 94-ФЗ, остаются актуальными в условиях действия 44-ФЗ, и их острота практически не снизилась с переходом на новое регулирование. В частности, респонденты, имеющие опыт работы по 94-ФЗ, в целом хуже оценивали основные параметры существующей системы регулирования в сравнении с теми, кто работал только по 44-ФЗ.
  • Женщины-чиновники в России более чувствительны к коррупции как проблеме развития госзакупок в России, чем мужчины-чиновники. Кроме того, анализ должностей, занимаемых респондентами, показал, что эффект сохраняется даже при занятии женщинами высоких должностей.
  • По мнению поставщиков, в 2014-16 гг. средняя доля заказчиков, следовавших стратегии заключения контрактов с заранее определенными ими поставщиками, составила 53%, а по оценке самих заказчиков – 40%.
  • Была выявлена существующая неоднородность поставщиков, в основе которой, по нашему мнению, лежит разная типология их поведения на рынках госзаказа в зависимости от степени вовлеченности в практики заведомого выбора поставщика. Различные варианты объяснения распространенности данной практики («оправдание», «обвинительный уклон» или комбинация «оправдательных» и «обвинительных» причин) позволили выделить среди поставщиков группы, которые значимо различаются по ряду объективных характеристик и по оценкам масштабов данного явления.

По направлению анализа контрактов, заключенных с поставщиками дорожных ремонтно-строительных работ, и их зависимости от биографических характеристик губернаторов получены следующие результаты:

  • В среднем в регионах, где руководят губернаторы-инсайдеры, торги характеризуются более высоким уровнем конкуренции. При этом в таких регионах срок пребывания губернатора на посту не влияет на конкуренцию на торгах и качество исполнения контрактов.
  • В регионах, где руководителями являются губернаторы-«варяги», с увеличением срока губернатора на посту наблюдается снижение конкуренции в ходе торгов и более высокие задержки при исполнении контрактов.

По направлению анализа эффективности закупок в специализированных торгах у малого бизнеса получены следующие результаты:

  • Для аукционов с невысокой начальной ценой (до 2 млн.) торги с преференциями не отличаются от обычных торгов по показателю ценовой эффективности.
  • Для аукционов среднего размера (от 2 до 5 млн.) торги с преференцией демонстрируют более высокую эффективность. Однако для крупных торгов (от 5 до 15 млн.) наблюдается неэффективность торгов с преференциями.

По направлению исследования влияния конкуренции на сравнительную эффективность предприятий с государственной и частной собственностью были получены следующие содержательные результаты:

  • Показано небольшое преимущество частных предприятий по уровню ТЕ (технологической эффективности) и отставание по темпам роста СФП (совокупной факторной производительности), а также изменение уровня отставания госпредприятий в зависимости от сектора и периода наблюдения. 
  • В ходе последующего анализа факторов, взаимодействующих с формой собственности, показано, что отраслевая конкуренция сильно и значимо повышает эффективность фирмы, и усиливает преимущества частных предприятий по уровню ТЕ (технологической эффективности).
  • Мягкие бюджетные ограничения (измеренные как сумма всех видов трансфертов и госкредитов в региональном разрезе в расчете на одного жителя), напротив, увеличивает эффективность госпредприятий значительно сильнее, чем частных. Таким образом, было найдено подтверждение концепции обусловленности влияния формы собственности на эффективность факторами структуры рынков и присутствия мягких бюджетных ограничений.

Рекомендации по применению результатов НИР

Полученные в ходе работы над проектом результаты исследования могут иметь значение как с точки зрения дальнейшего улучшения регулирования закупок, так и с точки зрения понимания факторов, определяющих неравномерность эффективности применения этого регулирования.  Результаты сравнения стимулов для заказчиков различного уровня подчинения и анализ задержек при исполнении контрактов, полученные в рамках проекта, могут быть использованы для формирования рекомендаций по модификации системы размещения заказа. В области корпоративного управления полученные результаты могут выявить дополнительные факторы, определяющие стимулы к инновационной деятельности.

Публикации по проекту:


Detkova P., Podkolzina E., Tkachenko A. Corruption vs. Competition: When Centralization Matters, in: Public Administartion and Policy in Russia. Taylor and Francis, 2019. Ch. 11.