• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mid-term prospects of the Russian economy development and structural reform outcomes under strong budget restrictions

Priority areas of development: economics
2018
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The research goal is estimating the mid-term prospects for Russian economy development and structural reform outcomes under strong budget restrictions. 

The goal includes the following tasks:

  • The analysis of the key macroindicators dynamics and qualitative changes in the Russian economy, as well as structural changes in the GDP production and usage accounts,  dynamics of the development and structure of the key economic sectors (household sector, public sector, banking sector, non-financial enterprises), foreign trade, and financial and capital flows with the outside world;

  • Analyzing outside factors and global processes, estimating their influence on the current dynamics and development prospects for the Russian economy;

  • Monitoring of the fiscal, monetary policy and another economic policy directions in Russia, including policy oriented to the economic structure changes; estimating the macroeconomic consequences of the politic decisions, constructing the complex estimates for the public sector efficiency;

  • Estimating the short-term prospects of the Russian economy on the base of the regular interviewing of the specialists on macroeconomic forecasting and using the cyclical indicators system;

  • Developing the economic growth short-term and mid-term scenarios based on the macroeconomic modelling;

  • The analysis of the main economic and financial indicators of Belorussia, Kazakhstan, Ukraine;

  • Preparation of the expert conclusions for the official documents which determine social and economic policy of the Russia in short-term and mid-term prospects.

Methodology:

The analysis is based on the statistical and econometric methods of the data analysis, interviewing of the economic forecasting specialists, and the analysis based on the composite indices system which lead the general economic dynamics of 1-2 quarters, developed in the Development Center Institute.

The mid-term forecasting is based on the multidimensional macroeconomic model used for imitational modelling of the different economic development scenarios, finding the bottlenecks of the Russian economy and estimating the potential efficiency of the public policy measures. The development of the mid-term forecast up to 2021 (including qualitative hypotheses  and results description) was realized by estimating key macroeconomic indicators in view of:

  • Main growth factors

  • GDP structure by income sources

  • Main parameters of the GDP usage accounts

  • Main monetary sector indicators

  • Mainbudget system  indicators with federal budget, regional budgets balance and non-budgetary funds separated.

Empirical base of research

The research includes the statistical, graphical and econometric analysis based on the open data sources provided by Federal State Statistics Service of Russia, Bank of Russia, Ministry of Finance of Russian Federation, Russian Federal Treasury, Federal Tax Service of Russia, Federal Customs Service, and another international and national sources. For the purposes of the research also were used official Forecasts of social and economic development of Russia, Federal budget law project, projects of Guidelines for the Monetary Policy of the Bank of Russia, strategic planning system documents. Also access to IMF sources, World Bank sources and other international scientific publications databases was used.

Results of research

The developed mid-term forecast is based on the preconditions assuming persisting institutional environment and structure of the Russian economy in the mid-term. The forecast expects Urals oil price reduction from $71 per barrel in 2018 to 68 dollars per barrel in 2019 and $63 a barrel in 2021. The main risks for economic growth in the medium term are in 2019: the unfavorable dynamics of oil prices, the transition to a permanent budget rule, the VAT rate increase, the movement of the period of increasing infrastructure investments closer to the end of 2019, the suspension of the reduction in key rate with a corresponding revision of forecasts of its dynamics (affecting GDP with a lag), adaptation to the sanctions imposed in 2018, as well as a slowdown in the growth of exports of goods and services in real terms. Under these conditions, GDP growth will slow down from 1.8% in 2018 to 1.3% in 2019. As the influence of some of the negative factors weakens after 2019, and the first positive effects of the reforms being implemented, economic growth can accelerate to 1.6% in 2020 and 1.9% in 2021, which roughly corresponds to the upper limits of the potential growth rate of Russian GDP with the current structure of the economy and the absence of significant improvements in the investment climate.

Level of implementation,  recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

Practical importance of the research includes the possibility to use the research findings in preparing regular informational and analytical reports, addressed to interested organizations Commentaries on forecasting social and economic development of Russia, Federal budget Law project, projects of Guidelines for the Monetary Policy of the Bank of Russia, and recommendations addressed to President, the Government and the Bank of Russia. The results can be implemented for informational, expert and analytical support of Government and Bank of Russia on economics and economic policy questions.

Publications:


Smirnov Sergey, Ozyildirim A., Picchetti P. Introduction, in: Business Cycles in BRICS / Ed. by Smirnov Sergey, A. Ozyildirim, P. Picchetti.; Ed. by S. V. Smirnov, A. Ozyildirim, P. Picchetti. Springer, 2019. doi Ch. 1. P. 1-6. doi
Smirnov Sergey, Ozyildirim A., Kershoff G. Measurement, Monitoring, and Forecasting Economic Cycles: BRICS Lessons, in: Business Cycles in BRICS / Ed. by Smirnov Sergey, A. Ozyildirim, P. Picchetti.; Ed. by S. V. Smirnov, A. Ozyildirim, P. Picchetti. Springer, 2019. doi Ch. 29. P. 499-513. doi

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Среднесрочные перспективы развития российской экономики и эффекты структурных реформ в условиях жестких бюджетных ограничений

Приоритетные направления развития: экономика
2018

Целью научного исследования является оценка среднесрочных перспектив развития российской экономики и эффектов структурных реформ в условиях жестких бюджетных ограничений.

Исследование включает решение следующих задач:

  • Исследование динамики основных макропоказателей и качественных изменений, происходящих в российской экономике, а также структурных изменений в счете производства и использования ВВП, динамики развития и структуры балансов основных секторов экономики (домашних хозяйств, бюджетного сектора, банков и нефинансовых предприятий), во внешней торговле, а также финансовых и капитальных потоков с внешним миром;

  • Изучение внешних факторов и международных процессов, оценка их влияния на текущую динамику и перспективы развития российской экономики;

  • Мониторинг бюджетной, денежно-кредитной политики и других направлений экономической политики российских властей, в том числе направленной на изменение структуры экономики, оценка макроэкономических последствий принимаемых решений, построение комплексной оценки результативности бюджетного сектора;

  • Оценка краткосрочных перспектив российской экономики на основе регулярных опросов специалистов по макроэкономическому прогнозированию, а также с использованием системы циклических индикаторов;

  • Разработка сценариев развития российской экономики в среднесрочной перспективе на основе макроэкономического моделирования;

  • Анализ динамики основных экономических и финансовых индикаторов в странах-ближайших соседях России (Беларусь, Казахстан, Украина);

  • Подготовка экспертных заключений на основные официальные документы, определяющие социально-экономическую политику Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Используемые методы

В процессе работы использовались статистические и эконометрические методы анализа фактических данных, опросы профессиональных макропрогнозистов, а также анализ на основе разработанной сотрудниками Института «Центр развития» системы сводных индексов, опережающих общеэкономическую динамику на 1-2 квартала.

При прогнозировании на среднесрочную перспективу использовалась многоразмерная макроэкономическая модель, позволяющая проводить имитационное моделирование различных сценариев развития российской экономики, выявлять ее «узкие места» и оценивать потенциальную эффективность различных мер государственного регулирования. Разработка среднесрочного прогноза развития российской экономики на период до 2021 года (в т.ч. описание качественных гипотез и полученных результатов) проводилась путем оценки динамики ключевых макропоказателей в разрезе:

  • Основных факторов роста

  • Структуры ВВП по источникам доходов

  • Основных параметров счета использования ВВП

  • Основных показателей денежной сферы

  • Основных параметров бюджетной системы с выделением федерального бюджета, баланса региональных бюджетов и внебюджетных фондов.

Эмпирическая база исследования

Информационной базой исследования является весь массив открытой статистической информации, разрабатываемой Росстатом, Банком России, Министерством финансов, Казначейством, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой. Также для выполнения исследований по теме использовались официальные Прогнозы социально-экономического развития России, проекты Закона о федеральном бюджете РФ, проекты Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, документы системы стратегического планирования РФ. Также использован доступ к ресурсам МВФ, Мирового банка и других международных организаций, а также к международным базам научных публикаций.

Результаты работы

Разработанный в рамках данной работы среднесрочный прогноз рассчитан на основе предпосылок о сохранении в среднесрочной перспективе институциональной среды и структуры российской экономики. Предполагается снижение цен на нефть Urals с 71 долл./барр. в 2018 г. до 68 долл./барр. в 2019 г. и 63 долл./барр. в 2021 г. Основные риски для экономического роста в среднесрочной перспективе приходятся на 2019 г.: неблагоприятная динамика цен на нефть, завершение перехода к постоянному бюджетному правилу, повышение ставки НДС, смещенность периода наращивания инфраструктурных инвестиций ближе к концу 2019 г., приостановка снижения ключевой ставки с соответствующим пересмотром прогнозов ее динамики (влияет на ВВП с лагом), адаптация к введенным в 2018 г. санкциям, а также замедление роста экспорта товаров и услуг в реальном выражении. В этих условиях рост ВВП замедлится с 1,8% в 2018 г. до 1,3% в 2019 г. По мере ослабления влияния некоторых из негативных факторов, характерных для 2019 г., и проявления первых положительных эффектов от проводимых реформ рост экономики может ускориться до 1,6% в 2020 г. и 1,9% в 2021 г., что примерно соответствует верхним границам потенциальных темпов роста российского ВВП при сложившейся структуре экономики и отсутствии значимых улучшений инвестиционного климата.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при подготовке для распространения и публикации регулярных информационно-аналитических бюллетеней, направленных в адрес заинтересованных организаций Комментариев о проекте Закона о федеральном бюджете РФ, а также разработанных рекомендаций в адрес Президента, Правительства и Банка России. Область применения результатов – информационная и экспертно-аналитическая поддержка Правительства и Банка России по вопросам экономики и экономической политики.

Публикации по проекту:


Smirnov Sergey, Ozyildirim A., Picchetti P. Introduction, in: Business Cycles in BRICS / Ed. by Smirnov Sergey, A. Ozyildirim, P. Picchetti.; Ed. by S. V. Smirnov, A. Ozyildirim, P. Picchetti. Springer, 2019. doi Ch. 1. P. 1-6. doi
Smirnov Sergey, Ozyildirim A., Kershoff G. Measurement, Monitoring, and Forecasting Economic Cycles: BRICS Lessons, in: Business Cycles in BRICS / Ed. by Smirnov Sergey, A. Ozyildirim, P. Picchetti.; Ed. by S. V. Smirnov, A. Ozyildirim, P. Picchetti. Springer, 2019. doi Ch. 29. P. 499-513. doi

См. также

Среднесрочные перспективы развития российской экономики в условиях действия санкций

Макроэкономические риски для России в среднесрочном периоде и перспективы возврата экономики на траекторию роста

Разработка сценариев развития российской экономики на перспективу до 2034 года: факторы роста и структурные изменения

Анализ тенденций развития российской экономики в условиях исчерпания потенциала прежней модели роста и ужесточения внешнеэкономических условий. Разработка кратко- и среднесрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития

Экспертная поддержка разработки государственной политики в сфере экономики и финансов

Анализ развития российской экономики, ее важнейших сфер и секторов, определение возможных сценариев выхода российской и мировой экономики из затяжного экономического кризиса. Разработка средне- и долгосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития

Проблемы и перспективы перехода российской экономики к новой модели экономического роста

Ключевые слова