• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российская экономика после кризиса: пересматривая социальные основания рыночного обмена

Приоритетные направления развития: социология
2018

Цель работы: выявить, как меняются социальные основания рыночного обмена после кризиса (на примере рынков финансовых и медицинских услуг, потребительского поведения, алкоголя, медицины, рынка труда, отношений между ритейлерами и поставщиками).

Используемые методы

Количественные и качественные методы социологических исследований.

Эмпирическая база исследования

Всероссийский опрос населения,  репрезентирующий взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент, а также отдельных федеральных округов РФ. Схема реализации выборочной совокупности обеспечивает выборку респондентов со следующими характеристиками:

  • суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – 1600 чел.,

  • число субъектов РФ, в которых реализуется выборка – не менее 40;

  • число населенных пунктов (административных территориальных единиц - АТЕ) – не менее 150;

  • число респондентов в одном населенном пункте (АТЕ) – не менее 5 чел.

  • Погрешность выборки – 3,4%

  • Время проведения опроса – октябрь-ноябрь 2017 г.

Результаты работы

В области потребления алкоголя:

Со времени возникновения классических теоретических работ о сущности аддиктивных благ ежегодно публикуется огромное количество эмпирических исследований на данных разных стран, посвященных выявлению детерминант склонности к потреблению алкоголя и табака. Из всех аддиктивных благ мы выбрали именно алкоголь и табак в силу их большой распространенности, легальности в подавляющем большинстве стран, возможности контролируемого потребления. Во многих странах и на мировом уровне разрабатываются меры, направленные на снижение потребления этих товаров, или, по крайней мере, на «ответственное потребление» (это касается, скорее, алкоголя). Хотя в последние годы в России снижается доля пьющих и курящих, страна до сих пор находится среди лидеров по потреблению как алкоголя, так и табака. Кроме того, несмотря на то что за последнее десятилетие государством были приняты меры, направленные на снижение потребления алкоголя и табака нет оснований полагать, что эта тенденция продиктована именно реализуемой политикой. Этот тренд также мог быть продиктован другими факторами, например – распространением ценностей здорового образа жизни или эффектом когорты. Поэтому, несмотря на наличие ряда работ обозревающих детерминанты потребления алкоголя и табака, важно вернуться к систематизации эмпирических результатов факторов спроса на аддиктивные блага. Особенностью данного текста является также то, что мы рассматриваем факторы, влияющие на потребление как алкоголя, так и табака, хотя традиционно их изучают отдельно. Однако и табак, и алкоголь относятся к так называемым аддиктивным благам, поэтому экономические и социологические концепции, объясняющие приверженность им, одни и те же. В эмпирических исследованиях также используется сходный модельный аппарат. Сделанный обзор показал, что обнаруживаются сходные закономерности зависимости спроса на алкоголь и табак от социально-экономических детерминант. Факторы спроса на эти блага можно разделить на экономические, индивидуальные, социально-культурные и связанные с внешней средой (а также не рассматриваемые нами биологические факторы). На российских данных в основном подтверждаются теоретические предположения и результаты, полученные для других стран. Некоторой особенностью российских потребителей можно считать более слабое воздействие цен на спрос на эти блага.

В области теоретизации политики потребления:

На фоне культурного поворота в исследованиях потребления появление нового направления — политического консюмеризма — важный шаг на пути понимания роли и места потребителя в современном обществе. В статье рассматривается, в частности, как социальные науки пришли к устоявшемуся сегодня экономическому пониманию потребителя и как это понимание трансформировалось в дихотомию между политическим и экономическим. Политически мотивированное потребление позволило смягчить противопоставление между пассивным потребителем, заботящемся о собственном интересе, и активным гражданином, который берет на себя ответственность за общественное благополучие. Согласно теории политического консюмеризма, развитие демократии и рост индивидуализации способствовали формированию новых креативных форматов политического участия. Не желая ждать реакции государства, потребители используют рынок в качестве площадки для восстановления социальной справедливости. Тем не менее, опираясь на исторические исследования, мы постараемся показать, что теория политического консюмеризма сильно ограничивает нас в интерпретации данного феномена рамками современного западного общества. Политическое содержание потребления отражает характер отношений между государством и потребителем. Формирование идеи потребителя не только связано с развитием рыночных отношений, но и зависит от усилий и интересов государства. На основе исторических примеров в данной работе демонстрируется, что понимание потребителя и его интересов вариативно, а идентичность потребителя соответствует нормам гражданственности, сформированным в той или иной стране.

В области изучения электронных платежных систем:

По результатам анализа можно говорить о положительной тенденции распространения банковских карт в нашей стране. Не в последнюю роль, возможно, играет национальная платежная система «МИР», которая позволяет решать не только задачи защиты сбережений россиян от угроз извне, но и позволяет адаптировать пользование банковскими картами среди самых разных групп населения. В то же время активно развиваются технологии бесконтактных платежей (входящих в группу мобильного банкинга) и сервисы интернет-банкинга. Электронные платежные системы, именуемые чаще всего как электронные деньги либо «кошельки» пока остаются в разряде нишевых продуктов. Их распространение серьезно определяется социально-экономическими факторами: образованием, уровнем благосостояния и пр.

На основе выделенных шести типов пользователей ЭПС можно констатировать, что наименее активные пользователи ЭПС проявляют большое доверие таким институтам, как полиция, суды, телевидение и работе Президента РФ. Такая группа характеризуется принадлежностью к старшему поколению, которое в большинстве своем не знает, как правильно использовать ЭПС. Это напрямую относится к проблеме финансовой грамотности населения и будет непосредственно изучаться в ходе следующей волны Мониторинга, поскольку является серьезной проблемой для адаптации поступающих технологий оплаты.

В области изучения миллениалов:

Обосновывается идея социального перелома в современной России, вызванного сменой поколений. Развивается социологический подход к анализу поколений. На основе оригинальной классификации поколений, построенной по историческим условиям в период взросления, исследуется межпоколенческая динамика по широкому набору социальных показателей. Особый фокус делается на поколении миллениалов, вступивших в период взросления в 2000-е годы. Используются данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (1994-2016 годы). На основе корреляционного, регрессионного анализа и использования ретроспективного метода, приводящего соседние поколения к единому возрастному уровню, зафиксирована устойчивая значимость межпоколенческих различий в планировании семьи, использовании цифровых технологий, приверженности здоровому образу жизни, уровне религиозности и оценке своего субъективного благополучия. Выявлены случаи, когда миллениалы ускоряют ранее сложившиеся тренды, и случаи, когда они обеспечивают перелом этих трендов.

В области изучения трудовых ценностей:

Используя уникальные данные о фрилансерах, участвующих в онлайн-рынке труда (N = 9,984), интегрируются исследования трудовых ценностей с моделью требований и ресурсов, чтобы оценить роль, которую играют ценностные ориентации в субъективном благополучии самозанятых работников.  Результаты исследования показали, что внутренние трудовые ценности связаны с большим субъективным благополучием, тогда как внешние трудовые ценности связаны с более низким субъективным благополучием. В соответствии с гипотезой буферизации, ориентация на внутренние трудовые ценности снижает отрицательный эффект рабочего времени на благополучие работников, а внешняя ориентация усиливает отрицательный эффект. Мы ставим под сомнение важность условий труда в отношении трудовых ценностей при оценке роли, которую играют требования и ресурсы в новой экономике. Поскольку работа становится более требовательной и трудовые отношения более гибкими, личные ресурсы, такие как трудовые ценности, могут приобретать все большее значение для благополучия работников.

Публикации по проекту:


Белявский Б. А. Проблема рефлексивности в методологии Г. В. Ф. Гегеля, Л. С. Выготского, П. Бурдье // В кн.: Философия Э. В. Ильенкова и современная психология. Усть-Каменогорск : [б.и.], 2018. С. 266-272.
Kazun A. D., Semykina K. Presidential Elections 2018: The Struggle of Putin and Navalny for a Media Agenda / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2018. No. WP BRP 62/PS/2018.
Kosals L., Izyumov A., Kemelgor B. From the Plan to the Market and Back - Organizational Transformation of the Russian Defence Industry // Europe-Asia Studies. 2018. Vol. 70. No. 9. P. 1450-1471. doi
Казун А. Д. Освещение выборов президента РФ 2018 в прессе и блогосфере // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2018. Т. 12. № 4. С. 35-50. doi
Барсукова С. Ю. Анекдоты о неформальной экономике: смешно о серьезном // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 113-123.
Казун А. Д., Байтимерова С. И., Богомазова Л. В., Григорьева Е. А. Проблемы российской экономической журналистики // Медиаальманах. 2018. Т. 88. № 5. С. 82-91.
Кузина О. Е., Крупенский Н. А. Перекредитованность россиян: миф или реальность? // Вопросы экономики. 2018. № 11. С. 85-104. doi
Radaev V. V. A rise of state activism in a competitive industry: The case of Russian retail trade law of 2009 // Communist and Post-Communist Studies. 2018. Vol. 51. No. 1. P. 27-37. doi
Казун А. Д. Кому принадлежит повестка дня? Обзор теории issue ownership // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 109-123.
Shevchuk A., Strebkov D., Davis S. N. Work value orientations and worker well-being in the new economy: Implications of the job demands-resources model among internet freelancers // International Journal of Sociology and Social Policy. 2018. Vol. 38. No. 9/10. P. 736-753. doi
Kazun A. D., Semykina K. Presidential Elections 2018: The Struggle of Putin and Navalny for a Media Agenda / NRU Higher School of Economics. Series PS "Political Science". 2018. No. WP BRP 62/PS/2018.
Казун А. Д. «Осветить нельзя игнорировать»: Алексей Навальный в российских СМИ // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. Т. 88. № 1. С. 47-64. doi
Байтимерова С. И., Богомазова Л. В., Григорьева Е. А., Казун А. Д. Контроль и этика в профессиональной деятельности экономических журналистов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. XXI. № 1. С. 136-160. doi
Радаев В. В. Прощай, советский простой человек! // Общественные науки и современность. 2018. № 3. С. 51-65.
Sobolev A., Kurakin A. A., Pakhomov V., Trotsuk I. Cooperation in Rural Russia: Past, Present and Future // Мир России: Социология, этнология. 2018. Vol. 27. No. 1. P. 65-89. doi

См. также

Ключевые слова