• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная экономическая деятельность полиции в трансформирующихся странах: роль полицейской культуры в реформировании полиции

Приоритетные направления развития: социология
2018

Цель работы: анализ влияния полицейской культуры на успешность проведенных ранее реформ полиции в разных странах и потенциального влияния этой культуры на преобразования полицейской системы в России.

Используемые методы

Анкетный опрос, интервью, регрессионный анализ данных

Эмпирическая база исследования

Анкетный опрос 1850 полицейских в России, Казахстана, Болгарии и Латвии; Материалы интервью с сотрудниками полиции и населением, 34 интервью; Данные бюджетного финансирования МВД РФ и ряда постсоветских стран за 2004-2015; база данных Всемирного банка и МЭФ по социально-экономическим показателям и правоохранительной деятельности

Результаты работы

В результате кластеризации 45 стран с доступными полными данными об уровне преступности и социально-экономического развития получены четыре кластера. В первом результативность полиции, судов и тюрем наиболее высокая. Данный кластер характеризуется развитой некоррумпированной экономикой с большим числом зарегистрированных полицией преступлений. Ни одна из стран бывшего СССР и Восточной Европы в данный кластер не вошла.

Во втором кластере сгруппированы страны со средней результативностью и низким уровнем преступности. При этом показатели экономического развития не такие высокие, как в первом кластере, однако экономика стабильна, обеспечивает относительно высокое качество общественной инфраструктуры и т.д. К данному кластеру, кроме ряда развитых стран, относятся Словения, Венгрия, Чехия, Польша и Хорватия.

В третьем кластере, к которому относится Россия, Молдова и Болгария – относительно низкий уровень результативности, число официально зарегистрированных преступлений самое низкое из всех четырех кластеров. Показатели экономического развития свидетельствуют о наличии самого большого бюджетного дефицита из всех кластеров и наименьшего объема сбережений на национальном уровне. При этом стоит отметить наиболее высокую среди всех кластеров оценку защищенности законодательством игроков на финансовом рынке.

В четвертом кластере наблюдается крайне низкий уровень результативности и относительно низкий уровень преступности. Экономику стран из данного кластера можно считать развивающейся и крайне коррумпированной. К данному кластеру относятся Азербайджан, Грузия, Албания, Казахстан, Румыния и Словакия.

Таким образом, с момента распада коммунистической системы качественно различалось не только социально-экономическое развитие пост-коммунистических стран, но и развитие их правоохранительных систем.

Анализ бюджетных расходов на правоохранительные органы в пост-советских странах показывает довольно противоречивые тенденции. Если в России доля расходов на полицию относительно невелика и не превышает 10-15% и не имеет тенденцию к росту, то в ряде других стран (Казахстан и Белоруссия) эта доля значительно больше (более 50%) и имеет тенденцию к росту. Эти различия отражают текущие приоритеты политических руководителей страны.

Анализ показал, что реформа полиции меняет облик полицейской системы Украины. Тем не менее, она сохранила ряд черт, которые препятствуют успешному проведению реформ. Они отчасти обуславливаются тем, что из-за сопротивления реформам многих руководителей в полиции до сих пор сохраняется высокий уровень централизации, авторитарный стиль управления, высокий уровень коррумпированности, и неподконтрольность обществу.

Анализ внешней и внутренней коммерциализации в ряде пост-социалистических стран позволил сделать вывод об относительной ограниченности репрессивных методов борьбы с коммерциализацией полицейской деятельности: они могут оказать определенное влияние на сокращение внутренней коммерциализации при ужесточении внутриведомственного контроля, однако при этом прямое ужесточение борьбы со взятками, по-видимому, такого влияния не окажет, а может иметь даже обратный эффект (в случае внешней коммерциализации).

Больший эффект могут дать непрямые методы воздействия на коммерциализацию, причем разные для этих двух видов. Если для внешней коммерциализации важнее совершенствование работы рыночной системы, избавление ее от клановости и, видимо, связанных с ней социально-экономических факторов (нечестной конкуренции, монополизма и т.п.), то для внутренней – важнее осуществление собственно реформы полиции, отработка организационных и социальных механизмов, направленных на внутреннее очищение, на отработку системы продвижения, постоянное улучшение условий труда сотрудников, на выработку новой системы внутригрупповых этических ограничений.

Изучение правовых основ деятельности участковых уполномоченных в России позволяет утверждать, что существующая на данный момент правовая база деятельности участковых уполномоченных основана на конституционных принципах, но не имеет эффективного механизма из реализации. В настоящее время у руководителей территориальных органов МВД России нет ни четко выраженной правовой и служебной обязанности, ни необходимости использовать показатели общественной оценки эффективности деятельности участкового уполномоченного полиции (сотрудника полиции) ни методики, позволяющей это сделать. Одним из обязательных условий эффективности указанного механизма является взаимодействие полиции с независимыми вневедомственными организациями в вопросах общественной оценки деятельности участковых уполномоченных полиции.

По материалам проведенных интервью в одном из регионов России, поддержание баланса жизни и работы у сотрудниц полиции оказывается очень сложной задачей. Однако, опрошенные сотрудницы более или менее успешно решают эту задачу, благодаря коротким расстояниям между домом и работой в маленьких поселках, а также благодаря наличию партнерского брака у многих из них. Домашние функции “перехватываются” не только мужьями, но и бабушками и старшими детьми. В некоторых случаях присутствует даже и наемный персонал (няни). Поэтому насколько сбалансирована жизнь сотрудницы во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от ее отношения к ним. Как бы то ни было, перегрузка присутствует в жизни даже и тех, у кого пока нет детей, как и у полицейских мужчин, и времени на отдых и личные дела остается очень мало. Однако изученные женщины характеризуются высокой степенью профессиональной мотивированности, никто из них не собирается бросать или менять работу, и не только в связи с неплохой, по региональным меркам, оплатой их труда. Они в целом ориентированы на работу, и большинство не представляет себя в роли домохозяйки, как бы ни сложилась жизнь.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Используется в преподавании курсов на факультетах социальных наук права НИУ ВШЭ, при подготовке студенческих и кандидатских работ.

См. также

Ключевые слова