• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние индивидуальных характеристик и институциональных условий среды на результативность основных акторов высших учебных заведений

Приоритетные направления развития: экономика
2018

Цель работы: анализ условий для успешной профессиональной деятельности преподавателей вузов в ситуации институциональных изменений, а также анализ механизмов возникновения и распространения неравенства доступа к высшему образованию в условиях стандартизированного экзамена и положительных трансакционных издержек.

Используемые методы

Используются теоретические и эмпирические (статистические) методы анализа данных, в частности предпосылки и методы неоклассической и неоинституциональной экономической теории, теории человеческого капитала. В эмпирических исследованиях широко задействованы статистические и эконометрические методы анализа данных, собранных в процессе масштабных социологических опросов.

Эмпирическая база исследования

Используются данные Мониторинга экономики образования, данные опросов «Динамика академической профессии» (Changing Academic Profession) и «Академическая профессия в обществе знаний» (Academic Profession in the Knowledge-Based Society), данные мультипанельного лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», библиометрические данные из реферативных баз данных Web of Science и Scopus.

Результаты работы

Анализ исследований, оценивающих эффективность государственных программ повышения конкурентоспособности вузов, реализованных в разных странах, показал, что стимулирование национальной системы высшего образования является общемировой практикой, однако подобные программы не всегда приводят к одинаковым результатам. Описаны особенности аспирантур в 15 странах и регионах, среди которых Бразилия, Чили, Китай, Франция, Германия, Япония, Казахстан, Южная Корея, Польша, Россия, Южная Африка, ОАЭ, Великобритания и США. Анализ связи академического инбридинга и публикационной продуктивности российских научно-педагогических работников на трёх наборах данных, охватывающих разные сегменты академической системы, не обнаружил разницы между инбридами и неинбридами в текущей публикационной продуктивности. Однако разница обнаружена в публикационной продуктивности на протяжении всех карьеры, а именно, неинбриды оказываются более продуктивными. На основе данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» показано, что средняя заработная плата по региону положительно связана с оценками ожидаемой заработной платы по окончании вуза, однако не влияет на относительную отдачу от высшего образования. В целом, полученные результаты соответствуют положениям теории человеческого капитала и говорят о рациональности ожиданий учащихся. Ожидаемая заработная плата по окончании вуза положительно связана с успеваемостью по результатам ЕГЭ, обучением на очном отделении, наличием опыта работы. Обнаружено косвенное (через результаты ЕГЭ) влияние школьных характеристик и образования родителей на ожидаемую заработную плату. Обзор исследований влияния семейных факторов на академическую успеваемость школьников и студентов показал, что в сравнении со школьным образованием не все факторы успеваемости студентов изучены. Более того, факторы, показавшие значимое влияние на успеваемость в школе, не всегда оказываются значимыми при обучении в университете. Обзор также показал необходимость принятия во внимание отличительных особенностей семьи, которые могут быть обусловлены культурными и национальными характеристиками.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты проведенных исследований могут быть использованы университетами при формулировании стратегии, управления, формировании политики найма работников, стимулирования их научной деятельности. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы при разработке и реализации образовательной политики в сфере финансовой поддержки абитуриентов.

Публикации по проекту:


Prakhov Ilya, Yudkevich M. M. University admission in Russia: Do the wealthier benefit from standardized exams? // International Journal of Educational Development. 2019. No. 65. P. 98-105. doi
Alipova O., Lovakov A. Academic inbreeding and publication activities of Russian faculty // Tertiary Education and Management. 2018. Vol. 24. No. 1. P. 66-82. doi
Lovakov A., Pislyakov V. Stakes are higher, risk is lower: Citation distributions are more equal in high quality journals, in: STI 2018 Conference Proceedings. Proceedings of the 23rd International Conference on Science and Technology Indicators. Leiden : Universiteit Leiden - CWTS, 2018. P. 55-63.
Prakhov Ilya, Bocharova M. Socio-economic predictors of student mobility in Russia // Journal of Further and Higher Education. 2018 doi
Matveeva N., Poldin O. V. Analysis of Co-authorship Networks and Scientific Citation Based on Google Scholar, in: Computational Aspects and Applications in Large-Scale Networks. Springer Proceedings in Mathematics & Statistics Vol. 247. Springer International Publishing AG, 2018. doi P. 329-339. doi
Alipova O., Litvinova L., Lovakov A., Yudkevich M. M. Inbreds And Non-Inbreds Among Russian Academics: Short-Term Similarity And Long-Term Differences In Productivity / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2018. No. 48EDU2018.

См. также

Ключевые слова