• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ динамики и факторов учебных достижений студентов инженерных специальностей в странах БРИК

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2018

Цель работы: Сравнение образовательных достижений студентов инженерных направлений подготовки в странах БРИК (Россия, Китай и Индия), а также изучение индивидуальных и институциональных факторов, связанных с качеством подготовки инженеров в этих странах (включая описание характеристик занятости выпускников).

Эта цель может быть разложена на 6 задач:

  1. Доказательство валидности измерений образовательных достижений студентов России, Китая и Индии и сопоставимости результатов измерений;

  2. Непосредственное сравнение образовательных достижений студентов России, Китая и Индии;

  3. Построение специализированных моделей современной теории тестирования для анализа образовательного прогресса студентов России в течение обучения в вузе;

  4. Исследование факторов институционального и индивидуального уровня, связанных с прогрессом студентов России по математике;

  5. Сбор опросных данных о карьерных траекториях выпускников инженерных направлений подготовки, ранее участвовавших в исследовании (на третьем (в 2015 году) и четвертом курсе (в 2016 году)), после завершения университета в феврале-марте 2018 года.

  6. Описание характеристик занятости выпускников инженерных направлений подготовки на рынке труда в разрезе характеристик их образовательного опыта в вузе.

Используемые методы

В области психометрических работ (задачи 1 и 3) использован математико-статистический аппарат современной теории тестирования, в частности методология Раш-моделирования. В области проведения статистических исследований (задачи 2, 4 и 6) использованы принципы дескриптивного анализа, многоуровневого регрессионного анализа и t-тест. Для решения задач сбора данных (задача 5) использовались социологические практики проведения лонгитюдных исследований.

Эмпирическая база исследования

Для решения задач сравнения образовательных достижений (соответственно, также для предварительного доказательства валидности и сопоставимости измерений образовательных достижений между Россией, Китаем и Индией – задачи 1 и 2) использовались данные об образовательных достижениях по дисциплинам фундаментального цикла российских и китайских студентов, собранные в 2015 (когорта учащихся на первом курсе, и когорта учащихся на третьем курсе), а также данные об образовательных достижениях студентов Индии, собранные в 2018 году (аналогичный дизайн сбора данных – две когорты – 1 и 3 курсы). Все выборки являются кластерными рандомизированными (кластер – университет) и репрезентативными на национальном уровне. Для решения задачи анализа образовательного прогресса студентов с использованием специализированного аппарата современной теории тестирования (задача 3) использовались данные об образовательных достижениях российских студентов по математике, собранные в 2015 году (когда эта когорта находилась на 1 курсе) и в 2017 году (когда эта когорта находилась на втором курсе). Эти же данные использовались для анализа факторов, связанных с образовательным прогрессом студентов российских вузов по математике (задача 4). Для сбора данных о характеристиках занятости (задача 5) и анализа их связи с образовательными опытом студентов (задача 6) были использованы данные, собранные в ходе воны тестирования 2016 года, когда данная когорта (находившаяся в 2015 году на 3 курсе) проходила на последний курс обучения.

Результаты работы

Результаты работ по анализу валидности и установлению сопоставимости измерений образовательных достижений между Россией, Китаем и Индией (задача 1) показали, что собранные данные могут быть правомерно использованы для сравнения образовательных достижений студентов инженерных направлений подготовки вузов.

Результаты работ по сравнению образовательных достижений студентов по дисциплинам фундаментального цикла (физика и математика, задача 2) показали, что студенты российских вузов демонстрируют как в целом более низкий уровень образовательных достижений по сравнению со студентами из остальных стран, так и наименьший положительный прогресс. Китайские студенты демонстрируют отрицательный прогресс, но при этом, все равно демонстрируют, в целом, наибольший уровень профессиональных компетенций по сравнению с индийскими и российскими студентами. В то же время несмотря на то, что индийские студенты демонстрируют значительный положительный прогресс по математике, они демонстрируют отсутствие прогресса по физике.

Сравнение результатов специализированной модели современной теории тестирования (задача 3) и использованной в рамках данного исследования стратегии анализа прогресса с применением процедур вертикального выравнивания показали, что на групповом уровне нет разницы между этими способами анализа прогресса студентов.

Исследование факторов институционального и индивидуального уровня, связанных с прогрессом студентов России по математике (задача 4) показало, что с прогрессом российских студентов не связаны ни стиль преподавания математики, ни частота взаимодействия с преподавателями математики, ни объем времени, затрачиваемый студентами на выполнение заданий и посещений занятий, ни баллы ЕГЭ, полученные до поступления в университет. Определяющую роль имеют социально-экономический статус студента, а также университет, в который они поступили.

В ходе работ в 2018 году были собраны данные о характеристиках занятости выпускников после окончания вуза (задача 5) и была выяснена их связь с образовательным опытом студентов в вузе (задача 6). Было показано, что характеристики образовательного опыта в университете существенно связаны с принятием решения относительно продолжения обучения в магистратуре или аспирантуре, но практически не определяют трудовой статус выпускников, а также размер их заработной платы.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Полученные в ходе работ 2018 года методологические решения могут быть масштабированы на другие проекты и области исследований. Полученные эмпирические результаты могут быть использованы для улучшения функционирования системы высшего образования.

Публикации по проекту:


Gu Lin, Liu Ou Lydia, Xu Jun, Kardanova E., Chirikov I., Li Guirong, Hu Shangfeng, Yu Ningning, Ma Liping, Guo Fei, Su Qi, Shi Jinghuan, Shi Henry, Loyalka P. Validating the Use of Translated and Adapted HEIghten® Quantitative Literacy Test in Russia, in: Assessment of Learning Outcomes in Higher Education. Cross-National Comparisons and Perspectives.: Springer International Publishing AG, 2018. С. 267-284. 
Loyalka P., Liu Ou Lydia, Li Guirong, Chirikov I., Kardanova E., Gu Lin, Ling G., Yu Ningning, Guo Fei, Ma Liping, Hu Shangfeng, Johnson A. S., Bhuradia A., Khanna S., Froumin I., Shi Jinghuan, Choudhur P. K., Beteille T., Marmolejo F., Tognattal N. Computer science skills across China, India, Russia, and the United States // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2019. Vol. 116. No. 14. P. 6732-6736. doi
Li Guirong, Shcheglova I., Bhuradia A., Li Yanyan, Loyalka P., Zhou O., Hu Shangfeng, Yu Ningning, Ma Liping, Guo Fei, Chirikov I. Large-scale international assessments of learning outcomes: balancing the interests of multiple stakeholders // Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 43. No. 2. P. 198-213. doi