• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация университетов и их вклад в развитие общества и экономики

Приоритетные направления развития: экономика, социология
2018

Цель работы

Цель работы состоит в систематизации знаний и разработке теоретико-концептуальных подходов к оценке социального и экономического вклада высшего образования, а также к оценке эффективности вузов. Задачи исследования состоят в разработке теоретико-концептуальных подходов и анализе эмпирических данных о социально-экономическом вкладе высшего образования; разработке и апробации модели производственной функции университета, определяющей результативность и эффективность университетов с учетом региональных контекстов их функционирования; разработке эконометрической модели, позволяющей оценить вклад эффективности региональных систем высшего образования в повышение темпов экономического развития регионов России.

Используемые методы

Данное исследование опирается на два методологических принципа. С одной стороны, развивается поли-дисциплинарный подход исторического синтеза и базируется на изучении документов и релевантной литературы. С другой стороны, для комплексной оценки уровня эффективности университетов используется набор статистических и экономико-математических методов, среди которых оболочечный анализ данных (data envelopment analysis) с использованием бутстрэпа для получения несмещенных оценок; метод стохастической границы (stochastic frontier analysis) с использованием функций расстояния (distance functions) для получения оценок эффективности в условиях множественности используемых ресурсов и множественности результатов деятельности. Классические процедуры оценки эффективности дополняются псевдорандомизацией наблюдений с целью определения контрольной группы университетов для компаративного анализа эффективности, расчетом индекса продуктивности Малмквиста, регрессионным анализом с использованием панельных данных и обобщенного метода моментов для идентификации модели.

Эмпирическая база исследования

Для достижения цели исследования и решения поставленных в рамках исследования задач использовались данные Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования, проводимый Министерством науки и высшего образования РФ; Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ; данные Росстата.

Результаты работы

В исследовании были систематизированы основные существующие подходы к оценке и анализу вклада университетов в социальное и экономическое развитие общества, при этом вклад университетов рассматривался как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества в целом. В качестве одной из детерминант импакта высших учебных заведений рассматривался показатель эффективности их деятельности, отражающий способность университета достигать максимально возможных результатов деятельности при фиксированном объеме ресурсов. Также оценивались эффекты различных регулирующих воздействий со стороны государства на уровень эффективности деятельности вузов. В исследовании также описывалась роль высшего образования в формировании региональной элиты в России, а также вклад в социальное и экономическое развитие моногородов на примере ряда моногородов Свердловской области.Результаты исследования свидетельствуют о том, что российские университеты генерируют значительный вклад в экономическое, социальное и региональное развитие страны. Результаты моделирование темпов регионального экономического развития свидетельствуют о том, что масштаб региональной системы высшего образования положительно связан с темпами экономического роста. Кроме того, положительным влиянием также характеризуется показатель эффективности региональной системы высшего образования. Иными словами, как масштаб, так и эффективность университетов определяют вклад высшего образования в экономическое развитие. Результаты моделирования также свидетельствуют о том, что сильные и эффективные региональные системы высшего образования могут оказывать негативное влияние на экономическое развитие соседних регионов, что связано с тем, что эффективные университеты извлекают ресурсы, прежде всего человеческие, из других регионов. Выявленная взаимосвязь эффективности региональных систем высшего образования с темпами экономического развития ставит вопрос о возможных способах повышения данной характеристики деятельности университетов. Результаты исследования свидетельствуют, что возможным способом повышения эффективности вузов являются различные регулирующие воздействия. В частности, на основе анализа эффективности вузов – участников проекта «5-100» было показано, что данная государственная программа имела положительное влияние на уровень производительности – эффективность вузов-участников проекта возросла по сравнению с вузами, входящими в используемую контрольную группу. На основе специфицированной производственной функции университетов также была выявлена взаимосвязь с уровнем эффективности других показателей государственной политики в сфере высшего образования – ведомственной принадлежности вузов, наличия автономного статуса и др. На основе анализа качественных данных было показано, что организации высшего образования играют важную роль в развитие моногородов, что обуславливается прочными связями высшего образования с градообразующими предприятиями. Наконец, было показано, что университеты сохраняют за собой еще одну важную социальную функцию – подготовки и воспроизводства региональной элиты.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследования полезны и актуальны как с точки зрения теории, так и с точки зрения практических рекомендаций для государственной политики в сфере высшего образования. Основной вывод исследования состоит в том, что эффективность вузов положительно взаимосвязана с темпами регионального экономического развития, при этом эффективность вузов может быть повышена посредствам различных регулирующих воздействий. Поэтому эффективность деятельности высших учебных заведений может рассматривается в качестве ключевого индикатора государственной политики в сфере высшего образования.

Публикации по проекту:


Shibanova E., Platonova D., Lisyutkin M. 5-100: Development Dynamics and Patterns / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2018. Vol. 60. No. 8-9. P. 682-715. doi
Agasisti T., Egorov A., Zinchenko D., Leshukov O. Universities' Efficiency and Regional Economic Short-run Growth: Empirical Evidence from Russia / NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Economics/EC". 2018.
Зинченко Д., Егоров А. А. Моделирование эффективности российских университетов // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 23. № 1. С. 143-172. doi