• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паттерны поведения, показатели благополучия и образовательный опыт подростков

Приоритетные направления развития: социология
2018

Цель работы: разработка методологии изучения паттернов повседневного поведения подростков и их эмоциональных состояний, а также распространенности буллинга и влияющих на него факторов.

Используемые методы

Анкетные опросы, использование геолокационных данных и открытых данных социальной сети Вконтакте.

Эмпирическая база исследования

Для исследования паттернов повседневного поведения использовался опрос подростков (150 человек), открытые данные социальной сети, геолокационные данные.

Для исследования распространенности разных форм травли в школах и ее ролевой структуры использовались данные опроса 891 подростка из 5 федеральных регионов РФ, анкета была представлена в он-лайн форме.

Результаты работы

Описан потенциал автоматически собираемых данных (цифровых следов) в исследованиях в области современного детства. Описаны традиционные подходы к исследованию психологического благополучия подростков и паттернам повседневного поведения, а также исследования, которые базируются на цифровых следах.

Описаны результаты пилотного исследования, в котором использовались цифровые следы (открытые данные социальной сети Вконтакте и геолокационные данные) и данные опросов для анализа паттернов повседневного поведения и эмоциональных состояний подростков. Описаны процедуры контроля качества геолокационных данных, а также характеристики повседневной мобильности. Кроме этого, описана структура социальной сети подростков и взаимосвязи между эмоциональными состояниями и поведением в социальной сети.

Помимо этого, описаны результаты реализованного в рамках данного проекта исследования установок родителей в отношении детей. Гендерное неравенство начинается в начале жизни. Родители, как правило, предпочитают сыновей дочерям, что проявляется в репродуктивном поведении, семейной жизни, времяпрепровождении родителей с детьми и инвестициях в своих детей. В то время как социальные сети и обмен информацией о детях в социальных сетях (так называемый sharenting) стали неотъемлемой частью родительства, пока недостаточно изучено, как гендерное смещение проявляется в онлайн-поведении пользователей. На основе большого массива данных открытых профилей социальной сети Вконтакте (более 600 тыс. пользователей) был изучен феномен гендерного смещения (gender bias) в том, как родители пишут о своих детях в социальной сети Вконтакте. Результаты исследования показали, что как мужчины, так и женщины упоминают сыновей чаще, чем дочерей в своих постах в социальной сети. Мы также обнаружили, что сообщения с упоминанием сыновей получают в среднем больше “лайков”. Наши результаты показывают, что девочки недопредставлены в цифровых нарративах родителей о своих детях, даже несмотря на то, что Россия занимает относительно высокое положение в рейтинге стран по уровню гендерного равенства. Этот гендерный дисбаланс может приводить к формированию установки о том, что девочки менее важны, чем мальчики или что они заслуживают меньшего внимания. Тем самым гендерный дисбаланс может усиливать усиливая гендерное неравенство с раннего возраста.

В данной работе демонстрируется факт широкой распространенности буллинга в российских школах. При этом результаты показали, что все роли (жертва, агрессор, свидетель), тесно связаны между собой, из чего можно сделать вывод о том, что один подростков может быть и подверженным травле, и выступать в роли ее инициатора.  Наиболее распространенными видами травли в российских школах являются социальная агрессия и вербальный буллинг, из них чаще всего используются неприличные жесты, оскорбления, а также социальное исключение, отказ от общения. К кибербуллингу старшеклассники прибегают реже всего. Демонстрируются гендерные различия вовлеченности российских старшеклассников в школьную травлю - мальчики чаще страдают от физических нападок сверстников, и чаще же проявляют физическую агрессию. Девочка чаще становятся свидетелями практически всех форм буллинга. Показана значимая связь вовлеченности в травлю с социо-экономическими характеристиками семьи: чаще становятся жертвами дети из семей с низким уровнем материального благосостояния, также из семей, где работает только мать, либо никто из родителей не трудоустроен.

Вовлеченность в травлю оказывается тесно связана со школьным климатом: меньше оказываются подверженными травле дети, у которых благоприятный эмоциональный и деловой контакт с учителями. Важно, что в меньшей безопасности в школе чувствуют себя не только жертвы травли, но и те, кто являются ее свидетелями (среди группы последних особенно много девушек). Наконец, согласно полученным результатам, вовлеченность в травлю отрицательно связана с успеваемостью по ключевым предметам, русскому языку и литературе.

Публикации по проекту:


Sivak E., Smirnov I. Parents mention sons more often than daughters on social media // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2019. Vol. 116. No. 6. P. 2039-2041. doi
Smirnov I. Predicting PISA Scores from Students’ Digital Traces, in: PROCEEDINGS OF THE TWELFTH INTERNATIONAL CONFERENCE ON WEB AND SOCIAL MEDIA. American Association for Artificial Intelligence (AAAI) Press, 2018. P. 360-364.