• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Consumer behavior on the markets of socially important goods and services

Priority areas of development: economics
2018
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

This project continues and develops research on similar topics implemented since 2011-2012 by the Laboratory for economic research in public sector team (the projects: "Public policy impact on healthy lifestyles", "Social and economic determinants of active aging and public policy response towards the elderly", "Social protection: target groups and priorities", "Social policy development: target groups and priorities"). 

Throughout the year 2018, we kept studying consumer behavior in the markets of alcohol, tobacco, medicine, and sports. In addition, we studied consumer behavior with regard to dietary habits, with focus on the relation between dietary habits, obesity and physical activity. We also addressed the consumption of cultural goods by exploring the factors that affect museum visits. We studied the effectiveness of smoking bans in public places as an example of recently introduced policy measures aimed at changing consumer behavior. Finally, we found evidence in support of the hypothesis, suggesting that subjective poverty is related to consumer behavior in the markets of socially important goods.

The objects of research were: consumers of socially important goods and services; factors affecting consumer choice; costs of socially important goods and services, public policy in the markets of socially important goods and services.

Goal of research: to identify common practices in the behavior of consumers (individuals and households) in the markets of socially important goods and services. Following this goal four main objectives were set and worked out:

  • To identify the changes in households’ and/or individuals’ expenditures on socially important goods and services, study consumption trends and its structure in 2010-2017;
  • To study the relationship between consumer choice in certain markets of socially important goods and services;
  • To estimate the impact of public policy measures on consumption of socially important goods;
  • To develop recommendations for public policy aimed at changing consumer behavior in the markets of socially important goods and services.

Methodology: Literature devoted to theoretical aspects and empirical estimations of factors attributed to consumer behavior in the markets of socially important goods and services was analyzed. Poverty levels were estimated using the Leiden definition. Intertemporal preferences were evaluated using an individual discount rate. Empirical estimates of the main factors of consumer behavior were carried out using descriptive data analysis and econometric modeling.

Empirical base of research: Data for research were taken from: the Russia Longitudinal Monitoring Survey (RLMS HSE) for 2010-2017 (http://www.hse.ru/science/rlms); Levada Center survey on Individuals’ attitudes towards their health and quality of medical care, conducted in 2017; data from the Main information and computing center of the Ministry of culture of the Russian Federation for 2008-2015; and The Federal State Statistical Service (Rosstat).

Results of research: We found that overweight is widespread in Russia, and especially among women. The study shows that there exist a negative relationship between the BMI of Russians and the degree of their physical activity. Regular diet is positively associated with the probability of having a normal weight. However, the study calls into questions the healthiness of home nutrition: among consumers who eat at home, the proportion of those suffering from overweight is higher compared to those who eat outside. Apparently, the causes of high BMI are attributed to the diet, rather than to the place where the food is cooked. The results of the regression analysis show that the frequency of consumption of main types of unhealthy products decreases with age. Unlike citizens of developed countries, where families with higher incomes eat more healthy food, Russians demonstrate the opposite tendency: increase of per capita income increases the likelihood of eating junk food. Unlike studies based on data form developed countries, showing that education is an important predictor for healthy food consumption, our study shows that education is not a significant factor. We find that working Russians are more likely to consume unhealthy food than non-working ones, and in large settlements the likelihood of frequent consumption of unhealthy food is higher than in rural areas.

Contrary to our hypothesis, the presence of subsidized and/or hot meals at work does not have any impact on the probability of healthy food consumption. Apparently, when developing measures for promoting healthy nutrition for the working population, more attention should be paid to the quality and cost of subsidized meals rather than to the fact of having subsidized/hot meals as such.

Our research conducted on a subsample of young people revealed the impact of various socio-demographic factors on the level of physical activity for young males and females. For both males and females, having a job and/or family is a barrier for physical activity as well as regular smoking. For males, high per capita income and the availability of sports infrastructure at their place of residence were positively associated with probability of doing sports, while for females high education was a significant factor, contributing to participation in sports.

Our study on tobacco users’ compliance with bans on smoking in public places showed that being young, active smoker and abusing alcohol is strongly associated with violations. In addition, high–income smokers are more prone to violate the law. Apparently, the amount of fines for smoking in public places is not a barrier for high-income tobacco users. Our study found that more than a quarter of all smokers ignore the smoking bans. It can arise from the lack of proper control in certain public places and the weakness of the enforcement mechanisms.

When studying subjective poverty we turned to estimating the relation between alcohol consumption, tobacco use, participation in sports and self-assessed well-being. We failed to find the relation between subjective poverty and tobacco use. However, the empirical analysis showed that subjective feeling of poverty had a significant impact on consumers’ behavior in the market of alcoholic beverages. Despite the fact that the income itself was insignificant in predicting alcohol consumption, the subjective feeling of poverty was associated with an increase in the probability of consuming vodka by women and beer by men. The study also found a negative relation between the subjective feeling of poverty and the decision to participate in physical activities and sports.

Our study of consumer behavior on the pharmaceutical market made possible to justify the catastrophic expenditures line for Russian households. It showed that in 2007 - 2017 the number of households that faced catastrophic expenditures for medicine has been constantly increasing. Families with catastrophic expenditures for medicine often included members with chronic diseases and disabilities, and/or pensioners, as well as were formed by single women.

When studying consumption of cultural goods on the federal museums data we found that the attendance of museums was determined by demand-side factors (regional level of education and number of tourists) and supply-side factors (spending on museum and number of exhibitions). Since the prices of tickets and the level of regional per capita income were not significant, the prices of tickets to federal museums can be viewed as affordable for majority of Russian citizens. Increase in visits to museums can be achieved by increasing the spending on new exhibitions and activities carried out by museums, by encouraging domestic tourism and investing in education.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of the results

The research findings can be applied in the development of public policy towards socially important goods and services. First, the results (gender differences in the proportion of overweight and obese people, different food habits of men and women, different factors affecting the physical activity of young males and females) provide arguments in favor of separate analysis of consumer behaviors on subsamples of males and females, and developing special measures of public policy with respect to gender differences. Second, high level of noncompliance with anti-tobacco legislation requires additional measures, starting from regular monitoring of places where violations occur most often, and the effect of policy measures on groups of smokers who are most prone to violations. Third, the growing level of catastrophic expenditures on medicines among socially vulnerable groups of population indicates the inefficiency of the medical provision in Russia and the need to improve policy in this area. Finally, the results of the study show that the subjective perceptions of Russians about their well-being should be taken into consideration when developing measures to support healthy lifestyle.

Publications:


Колосницына М. Г., Дубынина А. И. Антиалкогольная политика в современной России: направления развития и поддержка населения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 2. С. 94-120.
Liudmila Zasimova. Analysis of non-compliance with smoke-free legislation in Russia // International Journal of Public Health. 2019. Vol. 64. No. 3. P. 413-422. doi
Kolosnitsyna M., Khorkina N., Lopatina M. The Factors Of Physical Activities In Russian Youth: Evidence From Micro-Data / NRU HSE. Series WP BRP Series "Public and Social Policy". 2018. No. WP BRP 21/PSP/2018.
Александрова Ю. Д., Колосницына М. Г. Проблема избыточного веса населения России: статистический анализ // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 61-77.
Хоркина Н. А., Лопатина М. В., Костина Ю. В. Физическая активность российской молодежи и возможности государственной политики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 177-200.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поведение потребителей на рынках общественно значимых товаров и услуг

Приоритетные направления развития: экономика
2018

Проект 2018 года продолжает и развивает реализованные, начиная с 2011-2012 гг., коллективом Лаборатории экономических исследований общественного сектора ЦФИ проекты схожей тематики: «Влияние мер государственной политики на формирование здорового образа жизни», «Социально-экономические факторы активного долголетия и государственная политика в отношении активного образа жизни пожилых», «Социальная поддержка населения: целевые группы и приоритет», «Совершенствование социальной поддержки населения: целевые группы и приоритеты».

В настоящей работе продолжалось и развивалось исследование поведения потребителей на рынках алкоголя, табака и лекарственных средств, а также спортивных услуг. Кроме того, изучалось поведение потребителей в сфере питания, и связь стилей питания с ожирением и физической активностью. Изучалось потребление культурных благ на примере посещения музеев. Продолжалось исследование действенности мер государственной политики на рынках общественно значимых благ на примере поведения потребителей в отношении запретов курения в общественных местах. Среди факторов, связанных с поведением потребителей на рынках общественно значимых благ, выделялась субъективная бедность.

Объект исследования – потребители общественно важных товаров и услуг; факторы, влияющие на потребительский выбор; расходы на общественно важные товары и услуги, государственная политика на рынках общественно значимых товаров и услуг.

Цель работы - выявление закономерностей в поведении потребителей (индивидов и домохозяйств) на рынках общественно значимых товаров и услуг.

Для реализации этой цели выбраны основные направления исследования:

  • Выявление изменений в расходах индивидов и домохозяйств на общественно значимые товары и услуги, факторах и структуре их потребления в 2010-2017 гг.;
  • Изучение взаимосвязи между потребительским выбором на отдельных рынках общественно значимых товаров и услуг;
  • Влияние мер государственной политики на потребление общественно значимых благ;
  • Выработка рекомендаций для государственной политики в сфере изменения потребительского поведения на рынках общественно значимых благ.

Используемые методы: анализировалась специальная литература, посвященная теоретическим аспектам и эмпирическим оценкам выявления факторов поведения населения на изучаемых рынках общественно значимых благ и услуг. Оценивался уровень бедности с использованием лейденского определения. Оценивались межвременные предпочтения с помощью индивидуальной ставки дисконтирования. Проводились эмпирические оценки основных факторов поведения населения с помощью дескриптивного анализа данных и эконометрического моделирования.

Эмпирической базой исследования служили панельные данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ НИУ ВШЭ) за 2010-2017 гг., данные опроса населения об отношении людей к собственному здоровью и о качестве медицинской помощи в России, проведенного аналитическим центром Ю. Левады в 2017 г. в Российской Федерации по заказу НИУ ВШЭ, данные ГИВЦ Министерства культуры РФ за 2008-2015 гг., и официальные статистические данные Росстата.

Результаты работы показывают, что проблема избыточного веса широко распространена в России, и в особенности среди женщин. Подтверждена отрицательная связь между ИМТ россиян и степенью их физической активности. Регулярное питание положительно связано с вероятностью иметь нормальный вес. Однако исследование ставит под вопрос полезность домашнего питания: среди потребителей, питающихся дома, доля индивидов с избыточным весом выше по сравнению с теми, кто питается вне дома. По-видимому, первопричину высокого ИМТ стоит искать в рационе питания. Результаты регрессионного анализа показывают, что частота потребления всех нездоровых продуктов питания с возрастом падает. В отличие от развитых стран, где семьи с высокими доходами питаются более здоровой пищей, в России имеет место обратная ситуация: с ростом среднедушевого дохода растет вероятность употребления нездоровой пищи. В отличие от многих развитых стран, где образование выступает фактором выбора в пользу правильного питания, в России оно оказалось не значимо. Кроме того, работающие россияне чаще потребляют нездоровую пищу, чем неработающие, а в крупных населенных пунктах вероятность частого потребления нездоровых продуктов питания выше, чем в сельской местности.

Неожиданным оказался тот факт, что наличие на работе субсидируемого (льготного) и/или горячего питания не оказывает значимого влияния на вероятность потребления нездоровой пищи. По-видимому, при решении проблемы правильного питания работающего населения стоит больше обращать внимание не столько на факт наличия такой возможности как таковой, сколько на качество и стоимость льготного (субсидируемого) питания.

Исследование, проведенное на подвыборке молодых людей, позволило выявить вклад разнообразных социально-демографических факторов в уровень физической активности для юношей и девушек. И для юношей, и для девушек ограничением для физической активности является наличие работы и/или семьи, а также курение. Для юношей среди прочих значимых переменных положительными факторами оказались высокий среднедушевой доход и наличие спортивной инфраструктуры по месту жительства, а у девушек – образование.

Исследование в отношении поведения потребителей табачной продукции в отношении соблюдения запретов на курение в общественных местах выявило, что к нарушениям в большей степени склонны молодые, активные курильщики, в т.ч. злоупотребляющие алкоголем. Кроме того, индивиды с высоким уровнем дохода также чаще оказываются среди нарушителей антитабачного законодательства – по-видимому, размер возможных штрафов за курение в неположенном месте не является для них сдерживающим фактором. Наше исследование показало, что более четверти всех курильщиков пренебрегают законодательством о запрете курения в общественных местах, что может быть вызвано отсутствием должного контроля в определенных общественных местах и слабостью системы принуждения.

В продолжение изучения субъективной бедности, была проанализирована связь между потреблением алкоголя, табака, занятиями спортом и ощущением собственного уровня благосостояния. Связь между ощущением бедности и потреблением табака обнаружить не удалось. Но было показано, что субъективный фактор ощущения бедности оказывает значительное влияние на поведение потребителей на рынке алкогольной продукции. Несмотря на то, что фактический доход оказался незначимым при анализе потребления алкоголя, субъективное ощущение бедности ассоциируется с ростом вероятности потребления водки женщинами и пива мужчинами. В ходе исследования была обнаружена отрицательная связь субъективного ощущения бедности с решением заниматься физкультурой и спортом.

Изучение поведения потребителей на рынке лекарственных средств позволило обосновать границу т.н. «катастрофических расходов» и показать, что за период с 2007 по 2017 гг. численность домохозяйств, которые столкнулись с такими расходами, существенно увеличилась. В составе семей, столкнувшихся с катастрофическими расходами на лекарства, чаще всего встречаются люди с хроническими заболеваниями и инвалидностью, а также одинокие женщины и пенсионеры.

Исследование потребления культурных благ на примере федеральных музеев показало, что на посещаемость музеев влияют факторы спроса (уровень образования в регионе и количество туристов) и предложения (объем расходов на музеи и количество выставок). Поскольку стоимость билетов и уровень доходов населения оказались не значимы, можно предположить, что цены на билеты в федеральные музеи находятся на доступном для населения уровне. Стимулирование посещений музеев можно добиться за счет увеличения расходов на выставки и мероприятия, проводимые музеями, за счет развития внутреннего туризма и повышения общего уровня образования.

Результаты, полученные в ходе работы, могут применяться при разработке государственной политики на рынках общественно значимых благ и услуг. В частности, обнаруженные различия в доле людей с избыточным весом и ожирением среди мужчин и женщин, разные стили питания мужчин и женщин, а также разные факторы, влияющие на физическую активность юношей и девушек, свидетельствуют в пользу отдельного изучения потребительского поведения среди представителей разных полов и разработки мер государственной политики с учетом гендерных особенностей потребителей. Высокий уровень несоблюдения антитабачного законодательства требует дополнительных мер, прежде всего - регулярного мониторинга мест, в которых нарушения происходят чаще всего, и воздействия на группы курильщиков, наиболее склонных к нарушениям. Обнаруженный в ходе исследования растущий уровень катастрофических расходов на лекарства среди социально-уязвимых групп населения свидетельствует о неэффективности системы лекарственного обеспечения в России и необходимости совершенствования политики в этой сфере. Результаты исследования также показывают необходимость учета субъективных представлений россиян о своем благосостоянии при разработке политики ЗОЖ.

Публикации по проекту:


Колосницына М. Г., Дубынина А. И. Антиалкогольная политика в современной России: направления развития и поддержка населения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 2. С. 94-120.
Liudmila Zasimova. Analysis of non-compliance with smoke-free legislation in Russia // International Journal of Public Health. 2019. Vol. 64. No. 3. P. 413-422. doi
Kolosnitsyna M., Khorkina N., Lopatina M. The Factors Of Physical Activities In Russian Youth: Evidence From Micro-Data / NRU HSE. Series WP BRP Series "Public and Social Policy". 2018. No. WP BRP 21/PSP/2018.
Александрова Ю. Д., Колосницына М. Г. Проблема избыточного веса населения России: статистический анализ // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 61-77.
Хоркина Н. А., Лопатина М. В., Костина Ю. В. Физическая активность российской молодежи и возможности государственной политики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 177-200.