• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поведение потребителей на рынках общественно значимых товаров и услуг

Приоритетные направления развития: экономика
2018

Проект 2018 года продолжает и развивает реализованные, начиная с 2011-2012 гг., коллективом Лаборатории экономических исследований общественного сектора ЦФИ проекты схожей тематики: «Влияние мер государственной политики на формирование здорового образа жизни», «Социально-экономические факторы активного долголетия и государственная политика в отношении активного образа жизни пожилых», «Социальная поддержка населения: целевые группы и приоритет», «Совершенствование социальной поддержки населения: целевые группы и приоритеты».

В настоящей работе продолжалось и развивалось исследование поведения потребителей на рынках алкоголя, табака и лекарственных средств, а также спортивных услуг. Кроме того, изучалось поведение потребителей в сфере питания, и связь стилей питания с ожирением и физической активностью. Изучалось потребление культурных благ на примере посещения музеев. Продолжалось исследование действенности мер государственной политики на рынках общественно значимых благ на примере поведения потребителей в отношении запретов курения в общественных местах. Среди факторов, связанных с поведением потребителей на рынках общественно значимых благ, выделялась субъективная бедность.

Объект исследования – потребители общественно важных товаров и услуг; факторы, влияющие на потребительский выбор; расходы на общественно важные товары и услуги, государственная политика на рынках общественно значимых товаров и услуг.

Цель работы - выявление закономерностей в поведении потребителей (индивидов и домохозяйств) на рынках общественно значимых товаров и услуг.

Для реализации этой цели выбраны основные направления исследования:

  • Выявление изменений в расходах индивидов и домохозяйств на общественно значимые товары и услуги, факторах и структуре их потребления в 2010-2017 гг.;
  • Изучение взаимосвязи между потребительским выбором на отдельных рынках общественно значимых товаров и услуг;
  • Влияние мер государственной политики на потребление общественно значимых благ;
  • Выработка рекомендаций для государственной политики в сфере изменения потребительского поведения на рынках общественно значимых благ.

Используемые методы: анализировалась специальная литература, посвященная теоретическим аспектам и эмпирическим оценкам выявления факторов поведения населения на изучаемых рынках общественно значимых благ и услуг. Оценивался уровень бедности с использованием лейденского определения. Оценивались межвременные предпочтения с помощью индивидуальной ставки дисконтирования. Проводились эмпирические оценки основных факторов поведения населения с помощью дескриптивного анализа данных и эконометрического моделирования.

Эмпирической базой исследования служили панельные данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ НИУ ВШЭ) за 2010-2017 гг., данные опроса населения об отношении людей к собственному здоровью и о качестве медицинской помощи в России, проведенного аналитическим центром Ю. Левады в 2017 г. в Российской Федерации по заказу НИУ ВШЭ, данные ГИВЦ Министерства культуры РФ за 2008-2015 гг., и официальные статистические данные Росстата.

Результаты работы показывают, что проблема избыточного веса широко распространена в России, и в особенности среди женщин. Подтверждена отрицательная связь между ИМТ россиян и степенью их физической активности. Регулярное питание положительно связано с вероятностью иметь нормальный вес. Однако исследование ставит под вопрос полезность домашнего питания: среди потребителей, питающихся дома, доля индивидов с избыточным весом выше по сравнению с теми, кто питается вне дома. По-видимому, первопричину высокого ИМТ стоит искать в рационе питания. Результаты регрессионного анализа показывают, что частота потребления всех нездоровых продуктов питания с возрастом падает. В отличие от развитых стран, где семьи с высокими доходами питаются более здоровой пищей, в России имеет место обратная ситуация: с ростом среднедушевого дохода растет вероятность употребления нездоровой пищи. В отличие от многих развитых стран, где образование выступает фактором выбора в пользу правильного питания, в России оно оказалось не значимо. Кроме того, работающие россияне чаще потребляют нездоровую пищу, чем неработающие, а в крупных населенных пунктах вероятность частого потребления нездоровых продуктов питания выше, чем в сельской местности.

Неожиданным оказался тот факт, что наличие на работе субсидируемого (льготного) и/или горячего питания не оказывает значимого влияния на вероятность потребления нездоровой пищи. По-видимому, при решении проблемы правильного питания работающего населения стоит больше обращать внимание не столько на факт наличия такой возможности как таковой, сколько на качество и стоимость льготного (субсидируемого) питания.

Исследование, проведенное на подвыборке молодых людей, позволило выявить вклад разнообразных социально-демографических факторов в уровень физической активности для юношей и девушек. И для юношей, и для девушек ограничением для физической активности является наличие работы и/или семьи, а также курение. Для юношей среди прочих значимых переменных положительными факторами оказались высокий среднедушевой доход и наличие спортивной инфраструктуры по месту жительства, а у девушек – образование.

Исследование в отношении поведения потребителей табачной продукции в отношении соблюдения запретов на курение в общественных местах выявило, что к нарушениям в большей степени склонны молодые, активные курильщики, в т.ч. злоупотребляющие алкоголем. Кроме того, индивиды с высоким уровнем дохода также чаще оказываются среди нарушителей антитабачного законодательства – по-видимому, размер возможных штрафов за курение в неположенном месте не является для них сдерживающим фактором. Наше исследование показало, что более четверти всех курильщиков пренебрегают законодательством о запрете курения в общественных местах, что может быть вызвано отсутствием должного контроля в определенных общественных местах и слабостью системы принуждения.

В продолжение изучения субъективной бедности, была проанализирована связь между потреблением алкоголя, табака, занятиями спортом и ощущением собственного уровня благосостояния. Связь между ощущением бедности и потреблением табака обнаружить не удалось. Но было показано, что субъективный фактор ощущения бедности оказывает значительное влияние на поведение потребителей на рынке алкогольной продукции. Несмотря на то, что фактический доход оказался незначимым при анализе потребления алкоголя, субъективное ощущение бедности ассоциируется с ростом вероятности потребления водки женщинами и пива мужчинами. В ходе исследования была обнаружена отрицательная связь субъективного ощущения бедности с решением заниматься физкультурой и спортом.

Изучение поведения потребителей на рынке лекарственных средств позволило обосновать границу т.н. «катастрофических расходов» и показать, что за период с 2007 по 2017 гг. численность домохозяйств, которые столкнулись с такими расходами, существенно увеличилась. В составе семей, столкнувшихся с катастрофическими расходами на лекарства, чаще всего встречаются люди с хроническими заболеваниями и инвалидностью, а также одинокие женщины и пенсионеры.

Исследование потребления культурных благ на примере федеральных музеев показало, что на посещаемость музеев влияют факторы спроса (уровень образования в регионе и количество туристов) и предложения (объем расходов на музеи и количество выставок). Поскольку стоимость билетов и уровень доходов населения оказались не значимы, можно предположить, что цены на билеты в федеральные музеи находятся на доступном для населения уровне. Стимулирование посещений музеев можно добиться за счет увеличения расходов на выставки и мероприятия, проводимые музеями, за счет развития внутреннего туризма и повышения общего уровня образования.

Результаты, полученные в ходе работы, могут применяться при разработке государственной политики на рынках общественно значимых благ и услуг. В частности, обнаруженные различия в доле людей с избыточным весом и ожирением среди мужчин и женщин, разные стили питания мужчин и женщин, а также разные факторы, влияющие на физическую активность юношей и девушек, свидетельствуют в пользу отдельного изучения потребительского поведения среди представителей разных полов и разработки мер государственной политики с учетом гендерных особенностей потребителей. Высокий уровень несоблюдения антитабачного законодательства требует дополнительных мер, прежде всего - регулярного мониторинга мест, в которых нарушения происходят чаще всего, и воздействия на группы курильщиков, наиболее склонных к нарушениям. Обнаруженный в ходе исследования растущий уровень катастрофических расходов на лекарства среди социально-уязвимых групп населения свидетельствует о неэффективности системы лекарственного обеспечения в России и необходимости совершенствования политики в этой сфере. Результаты исследования также показывают необходимость учета субъективных представлений россиян о своем благосостоянии при разработке политики ЗОЖ.

Публикации по проекту:


Колосницына М. Г., Дубынина А. И. Антиалкогольная политика в современной России: направления развития и поддержка населения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 2. С. 94-120.
Liudmila Zasimova. Analysis of non-compliance with smoke-free legislation in Russia // International Journal of Public Health. 2019. Vol. 64. No. 3. P. 413-422. doi
Kolosnitsyna M., Khorkina N., Lopatina M. The Factors Of Physical Activities In Russian Youth: Evidence From Micro-Data / NRU HSE. Series WP BRP Series "Public and Social Policy". 2018. No. WP BRP 21/PSP/2018.
Александрова Ю. Д., Колосницына М. Г. Проблема избыточного веса населения России: статистический анализ // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 61-77.
Хоркина Н. А., Лопатина М. В., Костина Ю. В. Физическая активность российской молодежи и возможности государственной политики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 177-200.