• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Торжественные церемонии открытия новых российских производств зарубежных корпораций как феномен кросс-культурной коммуникации и этап встраивания производственных подразделений международных корпораций в российский социально-экономический контекст

Приоритетные направления развития: менеджмент
2018

Цель работы

Целью исследования является анализ малоизученного феномена международного бизнеса – церемоний открытия новых заводов международных корпораций. Данный феномен является обязательным этапом процесса прямых иностранных инвестиций в системе “ greenfield” (строительство завода «с нуля». «в чистом поле»). Кроме того, церемонии открытия достаточно часто применяются к вводу в строй новых очередей уже существующих российских производств западных корпораций.

Используемые методы

Основой исследовательского дизайна является анализ видеоматериалов, освещающих проведение подобных церемоний в России в 2012-2017 гг. Для анализа видеоматериалов был разработан специальное руководство, включавшее специфические параметры, относящиеся к элементам церемонии торжественного открытия предприятия, содержанию вербальной и невербальных элементов коммуникации. Исходное руководство по анализу видеоинформации было избыточным – оно включало боле 20 основных элементов церемонии в числе вариантов, реально наблюдавшихся на всем массиве данных (в некоторых случаях – до 7-9 вариантов), так как изначально было неизвестно, какие элементы торжественной церемонии являются действительно важными. При сохранении исходного гайда по мере накопления опыта анализа видео была сформирована метрика анализа, включавшая следующие параметры:

  • Тип присутствующих на церемонии и классы присутствующих (представители инвестора, представители российских властей, иностранные дипломаты, сотрудники вновь открытого предприятия)

  • Общее количество активных участников церемонии.

  • Продолжительность речей, содержание и общий тон речей активных участников церемонии.

  • Формы символического действия открытия нового производства и число участников данного действия.

Эмпирическая база исследования

Всего было проанализировано 119 видеоматериалов, посвященных открытию 56 промышленных объектов.

Результаты работы

Церемония торжественного открытия нового российского предприятия иностранной корпорации, происходящая в присутствии высшего менеджмента материнской компании и высокопоставленных представителей региональных либо федеральных властей  представляет собой ритуал «инициации» и подтверждает включенность предприятия в институциональную и бизнес среду принимающей страны. При этом в значительной мере иностранные инвесторы пытаются соблюдать традиции (паттерны) реализации подобных действий в других странах присутствия корпорации и, в гораздо меньшей степени, традиции проведения подобных церемоний в конкретной принимающей стране. Так, в российских церемониях открытия новых заводов западными корпорациями полностью отсутствовал важнейший элемент советской традиции подобных церемоний – торжественные речи участников строительства (членов команды запуска), чествование особо отличившихся в ходе строительства и запуска производства особо отличившихся работников.

В ходе анализа видеоматериалов были выделены обязательные элементы, присутствующих во всех церемониях открытия новых производственных предприятий зарубежными компаниями в России – ознакомительный тур по предприятию для высокопоставленных представителей российских властей, торжественные речи руководителей компании-инвестора и представителей российских властей, совершение символического акта ввода предприятия в эксплуатацию; а также вариативные элементы, наблюдавшиеся в ходе отдельных церемоний. При анализе содержания речей были выделены три основных компонента коммуникации – когнитивный (передача информации), аффективный (выражение эмоций) и конативный (демонстрация доброй воли). Указанные элементы содержались в разных пропорциях в речах руководителей компании-инвестора и представителей российских властей. Поскольку компании-инвесторы и власти принимающей страны имеют несколько различающиеся интересы (инвесторы заинтересованы в технической эффективности открываемого нового производства, а власти принимающей стороны – в долгосрочном характере инвестиций), основное содержание речей каждой из сторон сводится к открытому признанию интересов противоположной стороны: иностранные инвесторы подтверждают долгосрочный характер инвестиции, а представители властей принимающей страны выражают свое восхищение техническим уровнем нового производства.

Дополнительным элементом почти половины церемоний открытия новых производств (43%) являются выступления дипломатов стран происхождения иностранных инвесторов. Все без исключения иностранные дипломаты, выступавшие на данных церемониях, относятся к дипломатам высокого ранга (Чрезвычайный и полномочный посол, министр-советник); все речи, произносимые дипломатами, произносятся на русском языке, не смотря на сложности специфической лексики, относящейся к описанию производства. Выступления дипломатов в целом усиливают аффективный элемент вербальной составляющей церемонии.

Начиная с 2015 г., разительно меняется характер речей, произносимых представителями иностранных инвесторов.  Прежде всего, увеличивается средняя продолжительность речи – с 2-3 до 6-8, а то и до 10 минут. Во-вторых,основным содержание речи становится когнитивный компонент – представители иностранных инвесторов в подробностях объясняют представителям российских властей (и самим себе) резоны инвестирования в Россию. Таким образом происходит усиление когнитивного и, косвенно, конативного компонента (уверений в долгосрочном характере инвестиций) в составе коммуникации между иностранными инвесторами и российскими властями.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Исследование имеет практическую ценность, позволяя улучшить дизайн церемоний и их позитивное воздействие на власти принимающей стороны.