Цель работы
Одной из важных характеристик современного глобального мира является появление и распространение новых форм и практик управления в территориальных политических системах – государствах, союзах, коалициях и пр. В то же время системы усложняются: возникает все больше разнообразных многоуровневых систем, управление в которых принципиально отличается от традиционных форм управления в унитарных централизованных государствах.
Предметом исследования выступали практики управления в многоуровневых системах с целью выявления существующих ограничений механизмов согласования интересов акторов политического процесса, объектом - Российская Федерация, Европейский Союз и Евразийский Экономический Союз. Мы ставили задачу описания и объяснения практики обеспечения координации, субординации и контроля в области управления развитием многоуровневых систем, а также в формировании систематического объяснения случаев успехов и провалов в ходе реализации конкретных политических курсов.
Используемые методы
- Исследования про проекту входят в круг сравнительных исследований.
- В ходе проекта были использованы качественные и количественные методы политической науки, в частности, линейные регрессии, контент-анализ.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическая база исследований включала составление оригинальных баз данных (по Европарламенту, российским губернаторам).
Результаты работы
В ходе проекта были исследованы три типа национальных и наднациональных многоуровневых систем – Россия, Евросоюз и Евразийский Экономический Союз.
В ходе исследования многоуровневого управления в Евросоюзе удалось провести эмпирическое различение между деятельностью депутатов Европейского Парламента, направленной на отстаивание национальных интересов, и их действиями в качестве наднациональных, европейских, политиков. Помимо этого, в отношении использования Евросоюзом инструментов внешнего управления (external governance) в отношении России в рамках взаимодействия двух игроков в Общем пространстве свободы, безопасности и правосудия, было показано, что кондициональность в рамках конкретного политического курса (policy conditionality) оказывается, с одной стороны, более эффективным инструментов продвижения интересов ЕС в отношениях с третьими странами (по сравнению с инструментом сетевого управления (network governance)), а с другой -- значительно более конфликтогенным.
Исследование по Евразийскому Экономическому Союзу показало, что для России как самой сильной и развитой страны на постсоветском пространстве наиболее выгодно двустороннее сотрудничество путем заключения сделок, нежели участие в многосторонних региональных структурах. Успешное двустороннее сотрудничество (сделки) также более предпочтительно и для партнеров России на постсоветском пространстве. Особенность многостороннего компромисса ЕАЭС заключается в появлении у малых стран-участников проекта возможностей для заключения более выгодных для себя двусторонних сделок с Россией.
Результаты проведенных исследований продемонстрировали сосуществование различных моделей межуровневых отношений в Российской Федерации. Это побуждает нас предположить, во-первых, наличие многочисленных и разнообразных источников дестабилизации системы, а во-вторых, использование отличных друг от друга способов (механизмов) обеспечения стабильности. Было доказано, что важным условием поддержания и укрепления собственной автономии для регионов является достаточная экономическая успешность, обеспечивающая региональное правительство собственным финансированием и тем самым снижающая уровень обязательного контроля со стороны федерального центра.
Изучение источников стабильности многоуровневых систем является перспективным направлением дальнейших исследований объекта.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР
Результаты исследования могут применяться при чтении лекционных курсов по сравнительной политологии и региональной интеграции в бакалавриате и магистратуре. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы в качестве рекомендаций для органов государственной власти РФ федерального и регионального уровней.