• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отечественная словесность XVIII–ХХ вв. и ее международные связи

2018

Основная цель проекта состояла во всестороннем изучении международных связей русской литературы XVIII–ХХ вв.

Главной задачей было исследование революционного значения западноевропейских литературных форм и моделей культуры в становлении и эволюции русской литературы и языка, а также реверсного влияния русской словесности второй половины XIX и XX в. на развитие мировой литературы, философии и искусства. Проект был направлен на осмысление специфической роли отечественной словесности как транслятора западноевропейских литературных форм, культурных и политических моделей.

Используемые методы

В основу метода исследования положена развивающаяся теория сравнительной и исторической поэтики, которая предполагает сочетание традиционного литературоведения с формальной, в том числе, точной методикой анализа. При этом особое внимание отводится изучению различных уровней структуры текста и языка. В работе также использовались приемы, направленные на описание семантики структурных единиц текста, проводился их типологический анализ. Особое место занимали методы источниковедения, текстологии, корпусной лингвистики, современной нарратологии. Применялись методики, позволяющие выявлять влияние исторических событий, культуры и философии на литературный процесс и на искусство.

Эмпирическая база исследования

Эмпирической базой исследования служил корпус русских и иностранных (разноязычных) текстов, привлекались также корпусные данные основных европейских языков и словарей. Использовались архивные, библиотечные и публицистические источники. Основным объектом исследования служила структура художественных произведений, элементы их поэтики и семантики, а также  Особое внимание уделялось рецепции Французской революции и гегельянства в русской литературе, проблеме становления понятий в процессе развития отечественной словесности, а также анализу некоторых ключевых западноевропейских источников русской философской мысли.Рассматривались аспекты развития поэтического языка в раннее советское время и значение неолиберальной революции конца 80-х – начала 90-х гг. XX в. для развития отечественного искусства и литературы.

Результаты работы

В результате работы по проекту были получены новые данные  о зарождении отечественной силлабо-тоники в поэзии XVIII века. В частности получены новые аргументы в пользу гипотезы о влиянии немецкого стиха и языка на творчество М. В. Ломоносова. Проведено испытание гипотезы о революционном, а не эволюционном пути развития отечественной литературы в елизаветинское время. Продолжено исследование стихосложения А. П. Сумарокова.

Получены новые данные о влиянии латинской традиции на развитие русского просвещения в XVIII веке. Предметом исследования была, в частности, деятельность Новгородской архиерейской школы в первый период ее существования (1706-1737 гг.). Продолжено изучение текстологических проблем, связанных с богословскими курсами, преподававшимися в Киево-Могилянской академии. Завершено изучение влияния Великой французской революции на русскую литературу и культуру, описана роль революции в процессе освоения иностранных литературных практик.

Существенно расширено исследование рецепции западноевропейской, прежде всего, немецкой идеалистической философии в русской литературе. Продолжено исследование влияния философии Гегеля на развитие русской интеллигенции. Проводилось изучение влияния реалистической эстетики на творчество В. Г. Белинского и членов кружка Н. В. Станкевича.

Проведено углубленное изучение зарождающейся традиции русской прозы в первой половине XIX века в связи с влиянием стиха. Впервые проведен подробный анализ влияния стихотворной традиции на прозу А.С. Пушкина. Обнаружена эволюция данного влияния от ранних прозаических произведений поэта до его поздних повестей. Продолжено создание методической базы для расширенного исследования влияния западноевропейской поэтической традиции на русский стих. Углублено изучение роли европейских культурно-исторических моделей в развитии русской литературной традиции. Продолжено изучение влияния немецкой философии на русскую литературу в первой половине XX века. Рассмотрен феномен гегелевского семинара Александра Кожева и его влияние на литературу русской эмиграции.

Продолжено исследование в области сравнительной истории идей. Особое внимание уделялось развитию нового поэтического языка в раннее советское время, исследовалось творчество М. Горького и В. Ходасевича. Анализировалась поэма М. Цветаевой «Перекоп» в контексте западно-европейских влияний. Изучались современные тенденции в отечественной культуре, в частности, роль Последнего авангарда и неолиберальной революции. Полученные данные в целом позволяют сформировать новые представления о значении иностранных источников и моделей культуры в становлении и эволюции отечественной литературы, а также, в целом, позволяют по-новому увидеть значение русской литературы для мирового культурного ландшафта.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты данного исследования активно применяются сотрудниками кафедры сравнительного литературоведения и лингвистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в преподавании дисциплин по стиховедению, поэтике, истории идей. Они будут использоваться также в курсах по русской и мировой литературе. Результаты работы по проекту вошли в ряд научных публикаций.

Полученные данные, а также корпус исследованных текстов могут быть использованы другими специалистами для решения задачах, связанных с изучением русской литературы и ее международных связей. В работе над проектом принимали участие студенты 4 курса ОП «Филология», в результате они приобрели ценные навыки научной работы с текстами на разных языках. Основные результаты исследования относятся к области теоретической, сравнительной и прикладной поэтики, а также к истории идей. Они могут быть использованы в новых научных разработках, связанных с изучением литературы, языка и семиотики культуры.

Публикации по проекту:


Суториус К. В. Богословский курс Сильвестра Кулябки в Киево-Могилянской академии (1741–1745) и влияние на него лютеранской схоластики. // В кн.: Религия. Церковь. Общество / Под ред. А.М. Прилуцкого. Вып. 7. СПб.: Скифия-принт, 2018. Вып. 7. СПб. : Скифия-принт, 2018. С. 288-310. doi
Shkolnikov V. Stankevich, Bakunin, Belinsky, and the Phenomenology of Conscience: On the Founding Myth of the Russian Intelligentsia // Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2018. Vol. 63. No. 2. P. 334-363.
Суториус К. В., Салоников Н. В. Академическая успеваемость учащихся Новгородской семинарии в середине XVIII в. // В кн.: Новгородика – 2018. Повседневная жизнь новгородцев: Материалы VI международной научной конференции 26-27 сентября 2018. В 2-х т. Т. 1. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2018. С. 275-284.
Суториус К. В., Салоников Н. В. Ведомости учеников Новгородской архиерейской школы и семинарии как источник по истории образования в первой половине XVIII в. // В кн.: Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования. Великий Новгород : [б.и.], 2018. Гл. 3. С. 19-36.
Суториус К. В. Преподавательская деятельность Иосифа Ямницкого в Новгородской семинарии: археографический обзор // В кн.: Новгородский исторический сборник. Вып. 17 (27). Вып. 17 (27). Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2017. С. 197-227.
Deutschland – Russland. Stationen gemeinsamer Geschichte – Orte der Erinnerung [Germany and Russia: Sites of Shared History – Places of Commemoration]. Band 1 / Отв. ред.: M. Lavrinovich.; Ed. by C. Scharf, H. Möller, M. Lavrinovich. Vol. 1: Das 18. Jahrhundert. Herausgegeben von Horst Möller, Claus Scharf, Wassili Dudarew und Maja Lawrinowitsch. Oldenbourg : De Gruyter Oldenbourg, 2018.
Наконечная Е. Т. The Prosody of a Poet's Prose: Comparative Analysis of the Rhythmic Structure of A. Pushkin Prose, in: Proceedings of the 22nd Conference of Open Innovations Association FRUCT. Jyvaskyla : , 2018. P. 361-365.
Durinova G. La Révolution française et les intellectuels russes, in: Proceeding of International Conference in Montpellier. , 2018.
Platt J. Child of the Age or Little Napoleon?: Two Russian Responses to The Red and the Black // The Russian Review. 2018. Vol. 77. P. 7-29.