• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Символическое поведение в Средние века и раннее Новое время

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2018

Цель проекта в общем плане состояла в проверке применения на конкретном историческом материале понятия «символическое поведение», его методологических и конкретно-исторических возможностей (как и ограничений), в выяснении того, какими способами и при каких обстоятельствах в Средние века и раннем Новом времени задавались те или иные виды символического поведения и какие смыслы в них может выявить сегодня историк.

Цели исследования

Конкретные цели субпроектов были у каждого свои. В  субпроекте, построенном на анализе позднеримской эпиграфики, делалась попытка выяснить, с какого времени подчеркивание связи римского императора с высшими силами стало выражаться в образе венчания императора Богом. В субпроекте о церковно-политическом кризисе  1156 – 1169 гг. прояснялись церковно-политические обстоятельства введения на Руси новых символических действий — как позитивного, поощрительного (или даже инаугурационного) характера, так и напротив, штрафных. Целью следующего субпроекта было выявить мотивы, по которым те или иные термины кровного родства выбирались при контактах в системе междинастических отношений на Руси в XIV — XVII вв., и на основе каких принципов терминология свойствá применялась как инструмент конструирования политических связей. В субпроекте, посвященном символическому поведению и системе ценностей в Италии X-XIII вв., цель состояла в том, чтобы определить, какие черты символического поведения средневековой итальянской знати были общими у нее с символическим поведением современных ей итальянских интеллектуалов, и в чем состояли различия между двумя этими моделями символического поведения. Целью субпроекта о западноевропейском позднесредневековом церемониале было выявить политические обстоятельства, благодаря которым в Золотой булле 1356 г. появились разделы, регламентирующие символическое поведение императора и курфюрстов. Наконец, цель субпроекта, посвященного «протонациональному» в XV — XVII вв., состояла в том, чтобы выявить различия или же констатировать сходство символического поведения элит Московии, Речи Посполитой и Франции в условиях усиления «национальных» самоидентификаций этих трех политических сообществ

Используемые методы

При реализации проекта в различных его разделах был использован широкий комплекс методов, соответствующих разнообразию как изучаемых источников, так и задач, поставленных в конкретных субпроектах. Так, в субпроекте «Надписи и власть» главную роль играли, естественно специфические методы эпиграфики. В остальных субпроектах преимущество оказалось отдано методам исторической текстологии, лексикологии и историографической критики, отчасти дипломатики и истории права (для правовых памятников).  Кроме всего прочего, в субпроекте, посвященном «протонациональному» в символическом поведении, широко использовались методы исторической компаративистики.

Эмпирическая база исследования

Общей эмпирической базой исследования всех участников данного проекта стали исторические источники разных типов и видов, в которых нашли свое отражение те или иные черты символического поведения людей европейского Средневековья. Исследование осуществлено на основе большого количества источников при использовании максимально широкого круга вспомогательной литературы на всех основных языках академического общения.

Вместе с тем для каждого из субпроектов 2018 г. характерен свой вид эмпирической базы. Так, в субпроекте, основанном на изучении эпиграфики поздней Римской империи, ее составили надписи, посвященные императорам III–VI вв. Для субпроекта о церковно-политическом кризисе  1156 – 1169 гг. на Руси такой базой стали в первую очередь летописные свидетельства и монастырские уставы. Летописи были главной эмпирической базой и для субпроекта о стратегиях имянаречения и выстраивания родственных связей в Древней Руси. Для субпроекта о символическом поведении и системе ценностей в Италии X-XIII вв. эмпирической базой стала прежде всего «Салернская хроника» - так же, как «Золотая булла» императора Карла IV 1356 г. - для субпроекта о символических действиях, представленных в этом памятнике. Наконец, в субпроекте, посвященном символическому поведению в связи с протонациональным дискурсом в православной культуре Восточной Европы, эмпирическая база исследования определена особенно широко: это и летописи, и монастырские описи (а отчасти даже монастырская архитектура), и польская хронистика, и французские политико-религиозные трактаты эпохи Реформации. (Такая широта вызвана компаративистскими задачами данного субпроекта.)

Результаты работы

В результате проделанной работы в рамках «позднеримского» субпроекта удалось выявить, что топос связи между императором и божеством (сначала языческим, а позже христианским) принимал разные лексические и символические выражения, однако, видимо, именно в правление Юстиниана I элементом политического символизма стал жест коронования императора Богом. В ходе исследования о кризисе 1156-1169 г. выяснилось, что новые формы политических действий были, видимо, принесены на Русь греческими иерархами, пытавшимися вмешиваться в сугубо политические дела намного чаще и резче, чем это делали ранее как греческие митрополиты, так и русские епископы. В субпроекте о символизме терминов родства делается вывод, что в русской летописи родовой статус женщины актуализировался с помощью термина свойствá в двух типах случаев: во-первых, когда она становилась вдовой или же ее муж терял возможность сколько-нибудь полноценно участвовать в родовой жизни; во-вторых, то же самое имело место, когда явным образом попирались нормы родственно-свойственных отношений — и налицо была открытая вражда между родными братьями, доходившая до посягательств одного из них на свободу и имущество жены другого. В ходе реализации субпроекта «Символическое поведение и система ценностей в Италии X-XIII вв.» было обнаружено наличие проторенессансных и гуманистических особенностей символического поведения уже примерно за столетие до Петрарки. В рамках субпроекта о символическом поведении в западноевропейском политическом церемониале определено, что описания символических действий в Золотой булле 1356 г., включающих застолья, процессии и «театральные» инсценировки, заносились в текст не ради установления общих норм, а всякий раз в тесной связи с сиюминутными политическими событиями, важнейшим из которых был ожидавшийся визит французского короля или дофина. Субпроект 5 «“Протонациональное” в символическом поведении элит Московской Руси, Речи Посполитой и Франции в XV — XVII вв.» завершается тремя выводами. Во-первых, Московская Русь и традиционная православная культура украинско-белорусских земель в XV – XVI вв. шли по иному пути развития представлений о «нациях» и «национальном», чем культуры Польши и Франции того же времени. Во-вторых, главное различие состояло в том, что в православной культуре Восточной Европы (и особенно – в культуре Московской Руси) эвентуальные дискурсы этно-национальной идентичности как бы «замещались» дискурсами конфессионально-политической и конфессионально-территориальной идентичности. В-третьих, вероятнее всего эти различия и асимметрии между историческим опытом православных культур и опытом «латинского» Запада оказали существенное влияние на развитие национализмов и наций в российском и «западном» регионах «большой Европы» и в Новое время.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Участники проекта неоднократно принимали участие в российских и международных семинарах, коллоквиумах и конференциях, делали персональные доклады, читали лекции, спецкурсы, выступали перед широкой публикой, представляя те или иные результаты проекта. Помимо этого был подготовлен ряд публикаций (см. список в отчете), часть которых уже увидела свет. По итогам проекта предполагается издание отдельного труда (очередного сборника Polystoria) в Издательском доме  Высшей школы экономики.

Публикации по проекту:


Воскобойников О. С. Каждой твари по паре, или Символическая история папства // Новое литературное обозрение. 2018. Т. 3. № 151. С. 356-362.
Виноградов А. Ю., Желтов М. с. Правовые акты Русской митрополии при Константине I (1156—1159 гг.) // В кн.: У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М. : Институт российской истории РАН, 2018. С. 35-56.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. Чужак, заика и наглец: Речевые характеристики персонажей в исландских сагах // Атлантика: Записки по исторической поэтике. Юбилейный выпуск к 80-летию О. А. Смирницкой. 2018. № 15. С. 183-197.
Воскобойников О. С. Ресторо д'Ареццо: художник и энциклопедист XIII века // Новое литературное обозрение. 2018. Т. 6. № 154. С. 131-140.
Avdokhin D. A. Plutarch and Early Christian Theologians, in: Brill’s Companion to the Reception of Plutarch. Leiden : Brill, 2018.
Avdokhin D. A. Pagan and Christian language: an Epigraphic Case Study, in: Language and Culture in Early Christianity: A Companion. Leuven : Peeters, 2018.
Виноградов А. Ю. «Геральдические» надписи византийского Крыма // В кн.: Материалы и исследования Отдела нумизматики (Труды Государственного Эрмитажа; 94). СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2018. С. 223-232.
Avdokhin D. A. (Il)legal freedom? Christ and Redemption from Slavery to Satan in Late Antique Liturgical Texts from Asia Minor, in: Slavery in the Late Antique World, 200–700 CE. Cambridge : Cambridge University Press, 2019. P. 100-125.
Александрова М. А. Оформление английских королевских займов на антверпенской бирже в середине XVI в.: попытки унификации // В кн.: Исторический опыт унификации: цели, идеи, воплощение. Материалы конференции. Москва, 18–19 июня 2018 г. М. : ИВИ РАН, 2018. С. 8-12.
Виноградов А. Ю. Проблема фасадной полихромии в Закавказье и Малой Азии (X–XI вв): «лучевая» декорация и «полосатые» арки // В кн.: Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи: Сборник статей по материалам V Научных чтений, посвященных памяти Д.И. Арсенишвили. / Отв. ред.: О. Никифорова. М. : Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 2018. С. 77-85.
Дмитриев М. В. Конфессиональные и «этнические» факторы в религиозном насилии времени восстания Богдана Хмельницкого (1648-1649 гг.) // В кн.: Три даты трагического пятидесятилетия Европы (1598-1618-1648): Россия и Запад в годы Смуты, религиозных конфликтов и Тридцатилетней войны. ИВИ РАН, 2018. С. 119-132.

См. также

Ключевые слова