• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Признаки, объекты и события в структуре когнитивных задач

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2018

Цели работы: проследить вклад репрезентаций отдельных признаков, целостных объектов и событий в решение различных когнитивных задач и в проявляющиеся в этих задачах специфические феномены.

Используемые методы

Основным исследовательским методом выступал лабораторный эксперимент, также был использован квазиэксперимент и корреляционная схема исследования.

Эмпирическая база исследования

Разновозрастные выборки испытуемых (здоровых добровольцев)

Результаты работы

В ходе реализации проекта получены следующие новые результаты. Сформулированы критерии для тех признаков объектов, которые могут управлять зрительным вниманием человека. Экспериментально показано, что  в долговременной памяти репрезентации объектов не являются базовым уровнем репрезентации, и что воспоминания об объектах хранятся в виде независимых репрезентаций признаков различной степени сложности (в т.ч. состояний), которые могут припоминаться по отдельности или быть ошибочно связаны при припоминании. Не нашла подтверждения гипотеза о том, что вербализация признаков, релевантных для категоризации объектов вызывает повышение чувствительности и количество ошибок по типу ложных тревог при извлечении материала из долговременной памяти. В экспериментах с индукцией эмоциональных состояний было показано, что  обновление в рабочей памяти информации о вербальных эмоциональных стимулах происходит более эффективно по сравнению с нейтральными стимулами. Также было показано, что при распознавании эмоциональной экспрессии лиц  испытуемые со слабо выраженной диспозициональной грустью тратили меньше времени на распознание лиц, выражающих грусть, в то время как на общей выборке, включающей различные индивидуально-типологические варианты, не было обнаружено эффектов конгруэнтности или комплементарности ни для эмоциональных черт, ни для эмоциональных состояний. В корреляционном исследовании, посвященном роли репрезентации основного функционального свойства объекта в процессах творческого мышления, обнаружен эффект снижения функциональной фиксированности после подбора и перечисления объектов, обладающих основным функциональным свойством целевого объекта в меньшей степени, чем он сам.

Значимость проведенных исследований состоит в уточнении теоретических представлений о формах и уровнях репрезентации информации в когнитивной системе человека при решении разноплановых когнитивных задач, от перцептивных до творческих мыслительных.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

В целом данный проект носил преимущественно исследовательский характер и не предполагал прямого внедрения его результатов.

Публикации по проекту:


Валуева Е. А., Лаптева Е. М., Овсянникова В. В. Оценка эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников старших классов // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. C. 70-79. doi
Яголковский С. Р. Групповое творчество: классические и современные исследовательские подходы, in: Научное образование / Science Education: сборник статей участников симпозиума по проблемам развития одаренности детей и юношества в образовании. Москва : Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 72-80. 
Wolfe J. M., Utochkin I. S. What is a preattentive feature? // Current Opinion in Psychology. 2019. Vol. 29. P. 19-26. doi
Yagolkovskiy S. R., Медведев Б. Stimulation of individual creativity: Semantic priming through naming objects loosens functional fixedness within idea generation // PLoS ONE. 2019. 
Фаликман М. В., Уточкин И. С., Марков Ю. А., Тюрина Н. А. Нисходящая регуляция зрительного поиска: есть ли она у детей?, in: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г.. Москва : Буки Веди, 2019. С. 513-517. 
Utochkin I. S., Brady T. F. Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory // Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549. doi