• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Russian Political Identity: Contributing Factors and Key Components

Priority areas of development: humanitarian
2018

Goal of research: to explore how political transformation affect key components of political identity and and whether political identity is stable over time in the context of political change.

Methodology: the main methods used in this research are survey, in-depth interviews and focus-groups with students

Empirical base of research: the research is based on multiple data, gained from:

  • 51 focus-groups conducted in 12 Russian cities with local youth
  • 150 in-depth interviews conducted with Russian (75) and Chinese (75) young people, who study at Russian universities
  • 70 in-depth interviews conducted with Russian (35) and Korean (35) young people, who study at Russian universities
  • survey study among No students in Russia, the UK, and the USA

Results of research :

The main implications of this research are:

  • The main theoretical perspectives and existing studies on political identity, its structure and its development were examined. The key traditions and approaches to identity studies were taken under review with a focus on national, civic and regional identities as forms of political identity. In addition to that we examined different elements of national identity, namely collective memory and patriotism along with values and their role in the process of national identity construction.
  • A cross-national study was carried out using methodology designed in the previous research. This methodology was aimed at collecting data on spatiotemporal dimension of national identity and allowed us to explore cultural, socio-psychological and political boundaries of national identities.
  • The structure of political identity among Russian youth was examined. The results of the study shed light on how national and regional identities are constructed and looks at interplay between them. We found that national identity among youth is based on the following dichotomy: while students hold positive image of Russia and are proud of being ‘Russians’ (in civic terms), the problems on both regional and national level invoke the concern for the future which in turn challenge their sense of pride. We also found out that while national identity is grounded on stereotypical images of Russia, regional and local identities are based on everyday life experiences of young people and are connected to the basis of regional agenda.
  • The structures of Russian youth political identity and of students from other countries were compared. The study examined political identity in comparative perspective with a focus on:

a. collective memory and its emotional components, i.e.  the senses of pride and shame among students in Russia, USA and UK. The results of survey among Russian, British and American students  showed that the less shame culture is spread in the society of a given state, the more its citizens  are proud of the events that took place in the past and the less they are inclined to critically assess current political environment in this state.

b. images of countries (China and Russia, Korea and Russia) among Chinese,  Korean and Russian students of Russian universities.  The interviews with Russian, Chinese and Korean students showed that the country images are based on the elements of ‘soft power’. Additionally, these students’ perceptions are based on certain cultural elements (contemporary Korean culture, the cult of food in Korea, Russian literature and Russian ballet). However, the study also showed that Chinese and Russian students tend to view each other in stereotypical way.

Publications:

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политическая идентичность россиян: факторы формирования и основные компоненты

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2018
Руководитель: Урнов Марк Юрьевич

Целью исследования является изучение того, каким образом политическая трансформация влияет на изменение компонентов политической идентичности россиян, насколько устойчивой является политическая идентичность в условиях политических трансформаций.

Используемые методы

Основные методы сбора эмпирических данных – глубинные интервью, фокус-группы и массовый опрос студентов

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу проекта составляют результаты:

  • 51 фокус-групп, проведенных в 12 городах России с представителями местной молодежи;

  • 150 глубинных интервью с российскими (75) и китайскими (75) студентами российских вузов;

  • 70 глубинных интервью российскими (35) и корейскими (35) студентами российских вузов;

  • опрос 1399 студентов в России, 368 в Великобритании и 382 в Америке.

Результаты работы

В ходе работы над исследовательским проектом были:

  • Проанализированы основные теоретические источники, посвященные политической идентичности, ее основным компонентам и факторам ее формирования. Проведен краткий обзор основных традиций и подходов к изучению концепта «идентичность». Рассмотрены национальные, гражданские и региональные идентичности, как виды политических идентичностей, коллективная память и патриотизм как элементы национальной идентичности, роль ценностей в выстраивании идентичностей.

  • Апробирован ранее разработанный инструментарий для проведения кросс-национальных исследований.  Апробированный на данном исследовании инструментарий был создан для сбора и анализа первичной информации, характеризующей пространственно-временные параметры национальной идентичности россиян и жителей некоторых других стран (США, Германия, Великобритания), и предназначенный для выявления культурных, социально-психологических и политических механизмов формирования пространственно-временных границ идентичностей.

  • Проанализирована структура политической идентичности представителей российской молодежи. Результаты фокус-группового исследования, проведенного среди молодежи ряда российских регионов проливают свет на процессы формирования национальной и региональной идентичности, а также их взаимосвязи. Выявлено, что национальная идентичность исследуемой группы основана на дихотомии: с одной стороны, студенты гордятся образом России и гордятся тем, что они являются россиянами, с другой стороны, они видят конкретные проблемы как своих регионов, так и России в целом, и чувство гордости замещается обеспокоенностью за свое и будущее страны/региона. Национальная идентичность строится на стереотипах, тогда как региональная/локальная идентичность сформирована за счет актуальной повестки в регионе, т.е. имеет непосредственное отношение к жизни студентов.

  • Проведено сравнение структуры политической идентичности представителей российских студентов и студентов из других стран. Исследование на межстрановом уровне охватило сравнительное изучение политической идентичности в разрезе коллективной памяти и ее эмоционального компонента – чувств стыда и гордости среди студентов в России, США и Великобритании, а также сравнительное исследование образов стран (Китай и Россия, Корея и Россия) в представлениях китайских, корейских и российских студентов вузов России.

Опрос российских, британских и американских студентов выявил, что чем меньше в стране развита культура стыда, тем больше жители этой страны гордятся событиями прошлого и тем меньше они склонны критически оценивать современную (политическую) ситуацию в государстве. Интервью с российскими, китайскими и корейскими студентами показали, что образы государств основаны на элементах «мягкой силы». Ответы российских и корейских студентов основывались на отдельных культурных элементах (современная корейская культура, культ еды, русская литературой и балет), тем временем, ответы китайских и российских студентов основаны на стереотипных представлениях о друг друге.

Публикации по проекту: