• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политическая идентичность россиян: факторы формирования и основные компоненты

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2018
Руководитель: Урнов Марк Юрьевич

Целью исследования является изучение того, каким образом политическая трансформация влияет на изменение компонентов политической идентичности россиян, насколько устойчивой является политическая идентичность в условиях политических трансформаций.

Используемые методы

Основные методы сбора эмпирических данных – глубинные интервью, фокус-группы и массовый опрос студентов

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу проекта составляют результаты:

  • 51 фокус-групп, проведенных в 12 городах России с представителями местной молодежи;

  • 150 глубинных интервью с российскими (75) и китайскими (75) студентами российских вузов;

  • 70 глубинных интервью российскими (35) и корейскими (35) студентами российских вузов;

  • опрос 1399 студентов в России, 368 в Великобритании и 382 в Америке.

Результаты работы

В ходе работы над исследовательским проектом были:

  • Проанализированы основные теоретические источники, посвященные политической идентичности, ее основным компонентам и факторам ее формирования. Проведен краткий обзор основных традиций и подходов к изучению концепта «идентичность». Рассмотрены национальные, гражданские и региональные идентичности, как виды политических идентичностей, коллективная память и патриотизм как элементы национальной идентичности, роль ценностей в выстраивании идентичностей.

  • Апробирован ранее разработанный инструментарий для проведения кросс-национальных исследований.  Апробированный на данном исследовании инструментарий был создан для сбора и анализа первичной информации, характеризующей пространственно-временные параметры национальной идентичности россиян и жителей некоторых других стран (США, Германия, Великобритания), и предназначенный для выявления культурных, социально-психологических и политических механизмов формирования пространственно-временных границ идентичностей.

  • Проанализирована структура политической идентичности представителей российской молодежи. Результаты фокус-группового исследования, проведенного среди молодежи ряда российских регионов проливают свет на процессы формирования национальной и региональной идентичности, а также их взаимосвязи. Выявлено, что национальная идентичность исследуемой группы основана на дихотомии: с одной стороны, студенты гордятся образом России и гордятся тем, что они являются россиянами, с другой стороны, они видят конкретные проблемы как своих регионов, так и России в целом, и чувство гордости замещается обеспокоенностью за свое и будущее страны/региона. Национальная идентичность строится на стереотипах, тогда как региональная/локальная идентичность сформирована за счет актуальной повестки в регионе, т.е. имеет непосредственное отношение к жизни студентов.

  • Проведено сравнение структуры политической идентичности представителей российских студентов и студентов из других стран. Исследование на межстрановом уровне охватило сравнительное изучение политической идентичности в разрезе коллективной памяти и ее эмоционального компонента – чувств стыда и гордости среди студентов в России, США и Великобритании, а также сравнительное исследование образов стран (Китай и Россия, Корея и Россия) в представлениях китайских, корейских и российских студентов вузов России.

Опрос российских, британских и американских студентов выявил, что чем меньше в стране развита культура стыда, тем больше жители этой страны гордятся событиями прошлого и тем меньше они склонны критически оценивать современную (политическую) ситуацию в государстве. Интервью с российскими, китайскими и корейскими студентами показали, что образы государств основаны на элементах «мягкой силы». Ответы российских и корейских студентов основывались на отдельных культурных элементах (современная корейская культура, культ еды, русская литературой и балет), тем временем, ответы китайских и российских студентов основаны на стереотипных представлениях о друг друге.

Публикации по проекту: