• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русская культура и литература до и после революции: компаративный аспект

Приоритетные направления развития: гуманитарные науки
2018

Цель исследования

Исследование ставило целью, во-первых, пересмотреть арсенал научных подходов к изучению культуры и литературы до- и пореволюционного периода и выработать новые, а во-вторых – получить новые эмпирические данные в исследуемой области.

В соответствии с целями были сформулированы задачи исследования: изучение отдельных аспектов литературной и культурной (театральной, кинематографической и т.д.) жизни России дореволюционного периода; анализ закономерностей в трансформации отдельных эстетических категорий, жанров и направлений (в частности, особый интерес представляют метаморфозы русского модернизма); рассмотрение полученных результатов и выводов в компаративном аспекте, анализ новых данных в контексте истории зарубежной культуры и литературы. 

Используемые методы

Поскольку проект носит отчетливо междисциплинарный характер, участники пользовались разными научными методами, обращаясь как к традиционному филологическому инструментарию, так и к новаторским подходам digital humanities и «paper reconstruction» (реконструкции ранних кинофильмов по сохранившимся текстовым отрывкам). Методологическими ориентирами проекта в целом стали работы таких ученых, как Шейла Фицпатрик, Дэвид Бранденбергер, Евгений Добренко. 

Эмпирическая база исследования

Объектом исследования стал широкий спектр явлений в литературной и культурной жизни России до и после двух русских революций 1917 года, и это определило разнородность материала: первые киносценарии и тексты из ранней кинематографической периодики, тексты раннесоветской и русской эмигрантской литературы, тексты и материалы советской литературы XX века, материалы зарубежной, в данном случае, испанской литературы. 

Результаты работы

Широкий и междицсциплинарный охват исследования привел к получению целого ряда новых эмпирических данных в разных областях знания. Так, оказались впервые рассмотрены и научно оценены важные явления в области русского дореволюционного кино, в частности – первый в России кинематографический журнал «Сине-Фоно». Впервые был наиболее полно описан существенный источник сведений об истории русской эмиграции «Камер-фурьевский журнал». В ходе исследования наследия Сабита Муканова были расширены представления о формировании канона казахской литературы. Важнейшим событием не только для филологов и ученых-гуманитариев, но и для всех интересующихся русской литературой стало предпринятое в рамках проекта создание первой научной биографии писателя-классика Венедикта Ерофеева. 

Весомы и результаты проекта в области теории. Поскольку круг рассматриваемых участниками проекта тем был достаточно широк, едва ли возможно было выработать новую единую методологическую базу, однако отдельные открытия в области методологии представляются значительными и перспективными. Так, к области исследования раннего русского кино был впервые наиболее последовательно применен метод «paper reconstruction». Публикация соответствующей статьи в ведущем мировом научном журнале о кино «Film History», как можно надеяться, говорит о том, что метод этот будет востребован киноведческим сообществом. Не менее важен опыт цифрового исследования «Камер-фурьевского журнала», который привел не только к ценным результатам в области истории литературы русского зарубежья, но и существенно расширил область применения методов digital humanities к литературному материалу.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты проекта могут быть использованы при дальнейшем исследовании механизмов до- и послереволюционной литературы и культуры, а выработанные в ходе проекта методы и теоретические подходы могут быть применены и к другому литературному и окололитературному материалу. Так, метод цифровых исследований, выработанный на материале «Камер-фурьевского журнала», приложим и к другим текстам. В настоящее время в рамках проектной деятельности Школы филологии ведется подобная деятельность. С другой стороны, полученные результаты могут быть использованы в преподавании курсов по истории русской литературы двадцатого века – и уже используются в рамках бакалаврской программы «Филология» и магистерской программы «Русская литература и компаративистика». Метод«paper reconstruction», позволяющий реконструировать утраченные произведения раннего русского кино, может быть использован для реконструкции и других фильмах и уже используется в работе в научно-учебной группой «Ранняя русская кинопроза». Первая научная биография Венедикта Ерофеева послужит основой для новых исследований творчества писателя.

Публикации по проекту:


Kharitonova N. Unión Soviética, in: La prensa cultural de los exiliados. Años 40. Volumen I. Edición Olga Glondys. Vol. 1: Años 40. Renacimiento, 2018. P. 597-606.
La prensa cultural de los exiliados. Años 40. Volumen I. Edición Olga Glondys. Vol. 1: Años 40. Renacimiento, 2018.
Лекманов О. А., Свердлов М. И., Симановский И. Г. Венедикт Ерофеев: посторонний. Биография. / Науч. ред.: Е. П. Шубина. М. : АСТ, редакция Елены Шубиной, 2018.
Kovalova A. ‘I shall show you the right path’: Samuil Lur’e and the first Russian film journal, Sine-Fono / Пер. с рус. // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2018. Vol. 12. No. 2. P. 92-113. doi
Харитонова Н. Ю. "Призраки истории" Хулиана Горкина (1961): события русской революции глазами оппозиционера и эмигранта" // В кн.: Литература и революция. Век двадцатый Вып. 4: серия "Литература. Век двадцатый". М. : Литфакт, 2018. С. 270-278.
Kovalova A. "Anna Karenina" (1914): Reconstructing and Interpretiong a Lost Russian Film / Пер. с рус. // Film History: An International Journal. 2018. Vol. 30. No. 2. P. 35-78. doi