Цель работы
В рамках общей темы «Историческая антропология Африки и многообразие направлений социальной эволюции» научной цельюподтемы «Историческая антропология Африки» является выявление того, каким образом историческое прошлое – как реальные факты, так и представления о нем – оказывают воздействие на современное состояние обществ и культур постколониальных государств Африки южнее Сахары и африканских сообществ в диаспоре (в том числе в России). Конкретные аспекты проблематики включают: влияние исторической памяти на современные социокультурные процессы в Африке (в частности, на формирование постколониальных наций); роль историко-культурных факторов в определении характера взаимоотношений внутри африканских диаспор и между эмигрантами из стран Африки и принимающими обществами; выявление и анализ широкой совокупности факторов (начиная с биологических), определяющих сложение социокультурных установок жителей современных африканских стран и направлений трансформации постколониальных обществ субсахарской Африки. Научная цельподтемы «Многообразие направлений социальной эволюции» заключается в формировании целостной концепции нелинейной социальной эволюции и многообразия форм социально-политической организации социумов, в том числе одного уровня социокультурной сложности. Предполагается особенно глубокая разработка двух ключевых аспектов теории: проблематики базовых принципов организации обществ (гетерархического и гомоархического) и вариантов их исторических воплощений, от сообществ дочеловеческих приматов до современных социумов, и вопроса о формах социально-политической организации доиндустриальных обществ, альтернативных государственной.
Используемые методы
Методологияисследования опирается на достижения современных антропологической и исторической наук. Из антропологических методов были применены как самые общие – метод включенного наблюдения, метод формализованных, полуформализованных и глубинных неформализованных интервью, анкетирование (использовались Д.М. Бондаренко, М.Л. Бутовской, А.О. Лапушкиной, Д.А. Зеленовой, О.В. Иванченко, А.И. Давлетшиным), так и специальные методы проведения полевых исследований (например, использование Buss-Perry Aggression Questionnaire М.Л. Бутовской при изучении агрессии). Из исторических методов использовались классические общеисторические методы, сравнительно-сопоставительный, структурный анализ (всеми авторами исторических работ), анализ событийных данных (ивент-анализ) (С.В. Костелянец), метод когнитивного картирования (С.В. Костелянец). Также можно отметить синтезированное использование исторических и антропологических методов, представленное, например, в работе А.С. Щавелева, где обсуждается применимость концептов политической антропологии вождество, племя, раннее государствок политии хорватов на разных этапах ее развития. Сочетание исторических, антропологических (включая археологические) и лингвистических методов характерно для работ Д.Д. Беляева по Мезоамерике и А.И. Давлетшина по Океании.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическая база исследования весьма широка и разнообразна. Исследование осуществляется на основе большого количества как неопубликованных, так и уже изданных источников при использовании максимально широкого круга вспомогательной литературы на всех основных языках академического общения. Кроме письменных источников, в некоторых работах использовались визуальные материалы: элементы оформления городского пространства при изучении социальной рекламы, фотографии музейных коллекций при исследовании исторической памяти и механизмов ее передачи. Особое место среди источников занимают этнографические и археологические материалы, полученные лично сотрудниками Центра.
Для каждой из подтем, помимо общих видов источников (письменных, публикаций этнографических материалов и др.) имеется своя источниковая база. Для подтемы «Историческая антропология Африки» огромное значение имеют полевые социоантропологические исследования, проведенные в 2018 г.: М.Л. Бутовской, А.А. Банщиковой и О.В. Иванченко в Танзании, Д.М. Бондаренко и А.О. Лапушкиной в Уганде. Для подтемы «Многообразие направлений социальной эволюции» важнейшими источниками являются полевые археологические материалы, полученные Д.Д. Беляевым в ходе проведения раскопок в Гватемале. В зависимости от специализации сотрудники центра используют документы РГАДА, опубликованные и неопубликованные записи юкагирского и иного восточносибирского фольклора XIX-XX вв., египтологические лексикографические материалы, ближневосточные источники (RIMA 1-3, RINAP 1), серии изданий текстов источников (MGH, CFHB, MPH, MMFH и множество других), оцифрованные греческие и латинские рукописи, рукописные собрания ГИМ и РГБ, материалы средств массовой информации и с официальных сайтов ведомств африканских государств, а также документы и аналитические материалы международных и региональных организаций.
Результаты работы
Изучению в рамках проекта подвергались различные составляющие нелинейной социальной эволюции. В рамках подтемы «Историческая антропология Африки» изучались: воздействие исторического прошлого на позднейшее и современное состояние обществ постколониальной Африки южнее Сахары и их диаспор (Д.М. Бондаренко, А.О. Лапушкина), иные феномены групповой солидарности (М.Л. Бутовская; А.А. Банщикова, О.В. Иванченко); физическая антропология Восточной Африки (М.Л. Бутовская); антропология африканских этнополитических процессов, прежде всего конфликтов и насилия, включая терроризм (С.В. Костелянец). Врамках подтемы «Многообразие направлений социальной эволюции» исследовались: конституирование и конструирование этносоциальных, этнокультурных, этнополитических негосударственных и раннегосударственных общностей, их территории, само- и иноидентификаций, в том числе в связи с миграциями и этническими взаимодействиями, отражение этих процессов в исторической памяти (А.С. Щавелев; А,А. Немировский); социально-политические институты архаических политий (А.С. Щавелев, А.И. Давлетшин). Во всех этих областях были получены новые научные результаты, представленные в 44 опубликованных и сданных в печать работах и 69 выступлениях на конференциях и других научных мероприятиях.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР
Результаты проекта применяются в учебных курсах НИУ ВШЭ, которые читаются сотрудниками МЦА. Речь идет как о дисциплинах майнора «Антропология», запущенного с 2018 года, так и о специализированных курсах («Социальная антропология Востока» А.А. Банщикова, А.А. Немировский; «Социальная антропология», А.А. Немировский; Ethnoconflictology, С.В. Костелянец; Ethnoconflictology (Cultural Anthropology of Conflict), С.В. Костелянец).