• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политическая экономия развития: механизмы инертности и изменчивости

Приоритетные направления развития: экономика
2018

Цель работы: изучение исторических и современных факторов экономического и социального развития с акцентом на механизмах инертности и изменчивости.

Объектом исследования являлись бюрократические элиты и их стимулы, формальные и неформальные институты, их детерминанты, а также экономический рост и развитие.

Используемые методы: новой институциональной экономики, политической экономики и экономики развития; методы сбора данных статистики и опросов; эконометрические методы (в их числе методы установления причинно-следственных связей и решения проблем эндогенности, многоуровневого моделирования, а также методы сетевого анализа).

Эмпирическая база исследования: данные, собираемые МЦИИР с 2011 года по настоящее время: 1) социально-экономических показателей и качества институтов в регионах России, 2) бюрократических элит, 3) исторических корней современных институтов в России. При этом первые две базы обновлены и расширены в ходе реализации проекта 2018 г. Кроме того, информационной основой служили опросы МЦИИР, а также данные для международных сопоставлений, в числе которых базы Всемирного исследования ценностей (World Values Survey), Европейского социального исследования (European Social Survey), Кавказского барометра (Caucasus Barometer).

Результаты работы: позволили внести определенный вклад в мейнстрим современных исследований по политической и институциональной экономике и политологии. Уникальные данные по регионам России и микро данные опросов сделали возможным установление теоретически важных механизмов влияния экономических и политических институтов, а также социального капитала на развитие. При этом новые эмпирические знания получены как для России и ее регионов, так и из сравнения России с другими странами. Также оказалось возможным развитие теории влияния исторических факторов на развитие и углубление эмпирических знаний о причинах институциональной инертности.

Так, мы показываем трансформацию договоренностей между региональной и федеральной элитой, пересмотр неформального контракта между ними. Также мы находим, что ротации губернаторов могут стать одним из инструментов "управления насилием", но существенное значение для успеха имеет уровень политической конкуренции в регионе. Кроме того, посредством изучения, каким образом и в каких случаях региональные элиты могут получить доступ к ресурсам федерального центра в конкурентных авторитарных режимах мы получаем, что большей вероятностью получить трансферты в свои регионы обладают те элиты, которые имеют большие связи, а не те, что наделены большими автономными ресурсами. Мы также показываем, что для фирм-инвесторов имеют значение связи с местными властями, но этот эффект слабее в регионах с лучшими условиями для ведения бизнеса.

Обращаясь к тематике коллективных действий, мы предлагаем системное объяснение логики работы правоохранительной системы в России на всех ее уровнях. Мы утверждаем, что адвокаты являются важным звеном этой системы, обеспечивая ее качество, и демонстрируем, что для сохранения независимости в условиях слабой институциональной среды адвокат должен обладать определенными ресурсами противостояния: экономическим, социальным и человеческим капиталом. В условиях снижающегося спроса на услуги адвокатов, снижения качества юридического образования и слабости профессионального сообщества сохранение независимости адвокатского сообщества в России остается под вопросом. Помимо этого, мы анализируем характеристики адвокатов, к которым обращаются попавшие под следствие правоохранители и таким образом получаем образ наиболее эффективного адвоката.

Анализ имущественного неравенства в России позволяет выявить его факторы и долгосрочные тенденции, важные при планировании экономической политики в регионах. Результаты анализа взаимосвязи между доверием и экономическим ростом показывают, что принятое как аксиома утверждение о положительном влиянии доверия далеко не всегда верно; мы предлагаем обсуждение данного феномена и формируем повестку для дальнейших исследований.  Кроме того, мы выявляем негативное влияние иммигрантов на экономическое развитие регионов через уменьшение социального капитала в них. Наконец, мы рассматривается вопрос о важности идентичности для политических предпочтений, и находим роль известных исторических фигур в формировании текущих предпочтений населения. 

Самостоятельным результатом проекта 2018 года является также обновление и дополнение баз данных социально-экономических показателей российских регионов и бюрократической элиты, а также создание новой базы данных на основе обращений предпринимателей в Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции».

Основные результаты в области методологии исследований связаны с развитием методологии сбора и обработки данных. Кроме того, получены результаты в развитии методологии сетевого анализа, анализа данных экспериментов и опросов, а также в развитии методологии межстрановых исследований.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты исследований 2018 года доступны широкому кругу ученых, в частности, посредством презентации работ на многочисленных ключевых конференциях и их публикации в ведущих российских и зарубежных рецензируемых изданиях. Практическая востребованность определяется возможностью использования результатов при анализе текущего социально-экономического развития регионов России, планировании регионального экономического развития и встраивании стратегий эффективного реформирования институтов.

Так, на основе анализа правоохранительной системы России мы утверждаем, что в случае утраты адвокатами независимости исчезнет последнее препятствие на пути обвинительного уклона российского правосудия и все больше правоохранителей будут вовлекаться в рентоориентиованное поведение. В результате сложившийся институт разрушит сам себя. Единственным решением станут радикальные реформы всей правоохранительной системы, результатом которых должно стать восстановление независимости адвокатуры и суда.

Результаты другого исследования – об инвестиционной активности фирм в зависимости от наличия неформальных контактов с региональными и местными чиновниками – свидетельствуют о необходимости целенаправленных усилий по улучшению бизнес-климата. Именно благоприятный бизнес-климат дает возможности фирмам в меньшей степени полагаться на ресурс неформальных связей. Рента в порядках ограниченного доступа может направляться на инвестиции и в перспективе вести к формированию игроков рынка, конкурентоспособных и без административного ресурса. Таким образом, действия по улучшению бизнес-климата могут рассматриваться как важный элемент формирования более зрелых институтов в регионах России, в большей степени основанных на безличных институтах и отношениях.

Наконец, выводы о неоднозначной роли межличностного доверия для экономического роста и развития дают основания для модификации стратегий регионального развития в зависимости от имеющегося уровня доверия в регионах.

Публикации по проекту:


Frye T. M. Economic Sanctions and Public Opinion: Evidence from Russia // Comparative Political Studies. 2019. Vol. 52. No. 7. P. 967-994. doi
Reuter O. J., Beazer Q. Who's to Blame? Political Centralization and Electoral Punishment under Authoritarianism // Journal of Politics. 2019. Vol. 81. No. 2. P. 648-662. doi
Burkhardt F., Kluge J. Kampf um das Eigentum. Staat und Wirtschaft in Russland // Osteuropa. 2018. Vol. 68. No. 10-12. P. 175-187.
Borisova E., Govorun A., Ivanov D., Levina I. A. Social Capital and Preferences for Redistribution to Target Groups // European Journal of Political Economy. 2018. Vol. 54. P. 56-67. doi
Buckley N. Corruption and Power in Russia. Philadelphia : Foreign Policy Research Institute, 2018.
Szakonyi D. S. Governing Business: The State and Business in Russia. Philadelphia : Foreign Policy Research Institute, 2018.
Szakonyi D. S. Businesspeople in Elected Office: Identifying Private Benefits from Firm-Level Returns // American Political Science Review. 2018. Vol. 112. No. 2. P. 322-338. doi
Казун А. П., Титова М. М. На пятьдесят оттенков светлее: как изменилось рейдерство в России с 2011 по 2015 гг. // Общественные науки и современность. 2018. № 4. С. 22-36. doi
Remington T. F. Russian Economic Inequality in Comparative Perspective // Comparative Politics. 2018. Vol. 50. No. 3. P. 395-416.
Libman A., Burkhardt F. The Tail Wagging the Dog? Top-Down and Bottom-Up Explanations for Bureaucratic Appointments in Authoritarian Regimes // Russian Politics. 2018. Vol. 3. No. 2

См. также

Ключевые слова