• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институциональная динамика и стратегии экономических агентов: регулирование, мобильность и рыночные ценности

Приоритетные направления развития: экономика
2018

Цель работы состоит в том, чтобы оценить влияние институциональных факторов, институциональных изменений и социально-экономических шоков в России на поведение экономических агентов на рынке банковских услуг и в сфере государственного заказа, а также на индивидуальное отношение к рынкам и политическую, социальную и экономическую мобильность.

Используемые методы

Большинство задач проекта носит эмпирических характер, поэтому задачи проекта решаются с использованием методов эконометрического анализа. Дополнительно используются методы анализа социальных сетей, а также методы экспериментальной экономики.

Эмпирическая база исследования

В работе были использованы данные RLMS-HSE (Russian Longitudinal Monitoring Survey); Росстат; Clearspending.ru (ГосЗатраты); СПАРК; World Values Survey; LITS I, II (Life in Transition Survey); Данные мониторинга качества приема в вузы; ИАС «Банки и финансы» (Мобиле); База Bankovedenie.ru; Справочники нефтебаз Российской Федерации; Справочники «Нефтеперерабатывающие заводы России»; информация с сайтов государственных закупок и с сайтов государственных заказчиков.

Результаты работы

В рамках изучения стратегий агентов на рынках банковских услуг, во-первых, мы обратились к анализу стратегии завышения ставок по вкладам как сигнала о банкротстве банков в течение ближайших 2-3 кварталов. Используя уникальные данные по процентным ставкам по банковским вкладам физических лиц разных сроков за период 2015-2016 гг., а также данные финансовой отчетности банков из ИАС «Банки и финансы» (Мобиле), мы оценили влияние на вероятность дефолта банка двух типов завышения процентных ставок – назначение  ставок выше среднего значения по рынку и – более агрессивная стратегия – завышение ставки выше среднего завышения по рынку. Результаты оценки показывают, что если банк предлагает слишком щедрые процентные ставки по депозитам на срок 180-365 дней по второму типу завышения, это может быть сигналом высокой вероятности отзыва лицензии в течение ближайших трех кварталов. Процентные ставки по долгосрочным – свыше 1 года – вкладам выше среднего по рынку резко увеличивают вероятность банкротства банка в течение ближайшего полугода.

Во-вторых, используя результаты двух волн эксперимента со студентами 2го и 4го курса бакалавриата НИУ ВШЭ, мы изучили, каким образом сетевые эффекты и сетевое взаимодействие в группах студентов – сети дружбы и сети взаимопомощи – влияют на вероятность набегов вкладчиков. Результаты свидетельствуют о том, что сетевые эффекты могут как стимулировать набеги вкладчиков, так и предотвратить их. В частности, информация о том, кто является клиентами банка, подрывает стабильность, однако наличие сетей взаимопомощи, которые являются признаком потенциальной возможности кооперации, нивелируют этот эффект, предотвращая досрочное закрытие вкладов. Этот эффект, однако, снижается с ростом peer-эффекта, если студенты хорошо знакомы с академическими достижениями друг друга, а не ориентируются лишь на недавний опыт взаимодействия с одногруппниками.

Наконец, с целью изучить влияние прозрачности банков на возможность привлечения дополнительного фондирования, была изучена роль добровольного раскрытия информации российскими банками как источника данных о риске на рынке межбанковского кредитования. Анализ проводился на основе данных по 179 крупнейшим российским банкам в период 2004-2013гг. Было показано, во-первых, что более крупные, но более рисковые банки - по крайней мере, с точки зрения кредитного риска - ведут себя более прозрачно. Также мы выявили, что способность привлекать средства на межбанковском рынке положительно коррелирует со степенью прозрачности российских банков.

В рамках анализа про-рыночных ценностей, экономического роста и социальной мобильности на микроэкономическом уровне получены новые эмпирические взаимосвязи изменений социально-экономических показателей и изменений отношения к деятельности государства (обеспечению людей работой, строительству дорог, предоставлению медицинских услуг и вывозу мусора). Установлено, что рост благосостояния и оптимизма экономических ожиданий индивидов снижают спрос на государственное вмешательство в экономику. Показано, что уровень образования индивида косвенно уменьшает спрос на государственное регулирование экономики, выполняя функцию социального лифта.

С использованием методики Грегори Кларка (2014), рассчитаны коэффициенты корреляции образовательного статуса между поколениями населения России (на протяжении IXX-XXI веков). Высокие значения коэффициентов корреляции говорят о том, что элиты сохраняют высокие шансы получения элитного образования на протяжении столетий. Предварительные результаты свидетельствуют о более высокой степени социальной мобильности в СССР, по сравнению с Великобританией и США.

Подводя итог проведенным исследования в рамках анализа общественного сектора и государственных закупок, важно отметить, что было показано, что при росте центрального финансирования растут выплаты по годовым обязательствам и сокращается величина накопленной задолженности за год. Также рост величины трансфертов приводит к сокращению налоговых поступлений. Была предложена методика оценки коррупции на основе анализа контрактов заказчиков и поставщиков через призму устанавливаемой заказчиком резервной цены. Мы предполагаем, что резервная цена формируется заказчиком до проведения торгов, а, следовательно, не должно быть статистической значимой связи между устанавливаемой резервной ценой и будущим победителем торгов. Оценка проводится в два этапа. Сначала строится оценка резервной цены в зависимости от рыночной цены товара, параметров контракта и характеристик заказчика с включением фиксированных эффектов на заказчика и на пару заказчик-поставщик. На втором этапе сравниваются фиксированные эффекты на заказчика и на пару заказчик-поставщик. В случае, если значения эффекта для пары выше, чем для заказчика, резервная цена в контрактах этих заказчиков и поставщиков была установлена выше, чем в остальных контрактов и мы рассматриваем данные отношения как коррупционные. Преимущество данной методики в том, что она базируется на информации, которая доступна любому регулятору – резервная цена и идентификационные номера заказчика и поставщика. Она применима к рынкам однородных товаров. Методика был апробирована на данных по закупкам топлива в РФ. Было показано, что для выявленных коррупционных пар контрактные цены также были выше, а конкуренция была ниже, что подтверждает коррупционные мотивы поведения.

В анализе поведения игроков в аукционах средней цены в закупочных процедурах в итальянском регионе Валле Д’Аоста было показано, что в реальности ставки фирм не соответствуют равновесным ставкам и характеризуются систематической неоднородностью. Было показано, что поведение фирм может быть объяснено моделью когнитивной иерархии, согласно которой все фирмы отличаются в способностях просчитать верную стратегию поведения. Только «продвинутые» игроки будут делать ставки максимально приближенные к оптимальным. Было показано также, что существует процесс обучения: чем больше фирма участвует в аукционах подобного формата, тем ближе к оптимальным становятся ее ставки.

В закупках дорожного ремонта и строительных дорог мы изучали влияние опыта на проведение торгов и результаты исполнения контрактов и получили, что более опытные заказчики заключают контракты, которые с большей вероятностью будут выполнены в срок, однако конкуренция на торгах у них ниже. Данные результаты косвенно свидетельствуют о том, что заказчики, столкнувшиеся с проблемами на стадии исполнения контракта, склонны ограничивать конкуренцию в пользу проверенного поставщика. Это также подтверждается тем, что в повторяющихся контрактах вероятность исполнения контракта с сильным отклонением срока от намеченного значимо ниже.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Результаты, полученные в рамках анализа банковского сектора, могут быть использованы для оптимизации регулятивной политики в этой области. Результаты анализа особых ценовых стратегий на рынке вкладов могут быть полезны как для вкладчиков, так и для регуляторов. Первым они предлагают учитывать общее финансовое положение банка, прежде чем спешить за чрезвычайно прибыльными предложениями по вкладам, пытаясь инвестировать сбережения надежно, выгодно и на длительный период времени. Регуляторы, отслеживающие ценовую политику банков на рынке розничных депозитов, должны выходить за пределы потолка процентных ставок, основанного на ставках 10 крупнейших банков. Предложение ставок выше среднего по рынку может быть сигналом для особого внимания регулятора к банкам, выбирающим подобную стратегию, поскольку банки таким образом аккумулируют значительные объемы депозитов непосредственно перед дефолтом, в результате чего АСВ будет необходимо компенсировать гораздо большие суммы, а это сказывается в конечном итоге на благосостоянии налогоплательщиков и экономики в целом. Результаты анализа экспериментальных данных свидетельствуют о необходимости учета информации, которой вкладчики внутри банка обладают друг о друге, а также характере их взаимодействия, так как было показано, что сетевые эффекты могут как стимулировать набеги вкладчиков, так и предотвратить их, повышая стабильность банковского сектора и предотвращая эффект заражения. Наконец, результаты нашего исследования роли прозрачности банков на рынке МБК подтверждают необходимость стимулирования добровольного раскрытия информации банками. Это, с одной стороны, позволит и рискованным банкам получить доступ к заемным средствам на рынке МБК, но, с другой стороны, не приведет к общему повышению рисков, так как механизмы рыночного дисциплинирования будут работать эффективно. Таким образом, можно предположить, что в период финансовой нестабильности проблемы замораживания рынка и заражения будут  стоять  менее остро.

В рамках анализа про-рыночных ценностей, экономического роста и социальной мобильности на микроэкономическом уровне наши результаты свидетельствуют о важности экономической политики в формировании адаптации индивида к рынкам.  Комплекс политических мер может включать государственное содействие обеспечению людей работой, программы предоставления субсидий для получения наиболее востребованных рынком специальностей, в том числе программы бесплатного обучения, возможные налоговые льготы и аккредитацию предприятий частного сектора, способных проводить качественное дополнительное образование населения. Позитивные взаимосвязи институционального доверия и про-рыночных ценностей говорят о необходимости расширения сфер социальной ответственности предприятий, развития их большей вовлеченности в общественную жизнь.

Выводы и оценки эмпирических моделей работы могут быть использованы Министерством экономического развития России при разработке программ оптимизации народного хозяйственного эффекта макроэкономических и микроэкономических реформ. Методологические положения исследования использованы при подготовке резолюции международного круглого стола «Экономическая история Запада» (Пекинский Университет, 7-11 Мая, 2018).

Результаты, полученные в рамках анализа общественного сектора и государственных закупок, могут использоваться для определения контрагентов и закупок, которые необходимо проверить в первую очередь. Предложенная методика нацелена на выявления фаворитизма, когда заказчик отдаёт предпочтение конкретному поставщику, когда есть возможность выбора между несколькими поставщиками. Методика позволяет выявить подобные отношения, даже если заказчик пытается их скрывать, отдавая часть контрактов другим поставщикам. Также наши результаты говорят о том, что опыт проведения закупок очень важен для заказчика, следовательно, важно инвестировать в кадры, которые занимаются закупками. Результаты исследований также используются в курсе институциональная экономика (3 – 4 курс бакалавриата НИУ ВШЭ).

Публикации по проекту:


Coviello D., Moretti L., Spagnolo G., Valbonesi P. Court Efficiency and Procurement Performance // The Scandinavian Journal of Economics. 2018. Vol. 120. No. 3. P. 826-858. doi
Bardelli L., Valbonesi P. Asymmetric regulation and incentives for quality provision: the new phase for the Italian water services, in: Facing the Challenges of Water Governance Issue 1. Palgrave Macmillan, 2019. doi Ch. 2. P. 57-83. doi
Galavotti S., Moretti L., Valbonesi P. Sophisticated bidders in beauty-contest auctions // American Economic Journal: Microeconomics. 2018. Vol. 10. No. 4. P. 1-26. doi
Atmaca S., Schoors K., Verschelde M. Bank loyalty, social networks and crisis // Journal of Banking and Finance. 2018. P. 1-13. doi
Saussier S., Valbonesi P. Public Procurement—new theoretical and empirical developments // Economia e Politica Industriale. 2018. Vol. 45. No. 1. P. 1-4. doi
Semenova M., Bondarenko M. Do High Deposit Interest Rates Signal Bank Default? Evidence from the Russian Retail Deposit Market / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP FE "Financial Economics". 2018. No. 65FE2018.
Corazzini L., Galavotti S., Valbonesi Paola. An Experimental Study on Sequential Auctions with Privately Known Capacities / Ca Foscari University of Venice. Series No. 30/WP/2017 "Dipartimento di Economia Research Paper Series". 2017. doi
Guillemin F., Semenova M. Transparency and Market Discipline: Evidence from the Russian Interbank Market / NRU Higher School of Economics. Series FE "Financial Economics". 2018. No. WP BRP 67/FE/2018.
Semenova M. A Bank Run in a Classroom: Do Smart Depositors Withdraw on Time? / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Financial Economics". 2018. No. 64/FE/2018.

См. также

Ключевые слова