• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Траектории в образовании и профессии в России

Приоритетные направления развития: социология
2018

Цель работы

Выявление и анализ типичных образовательно-профессиональных траекторий, факторов и культурных структур, определяющих их формирование. 

Используемые методы

Комплексное лонгитюдное исследование включает в себя регулярные опросы панели респондентов, репрезентирующей возрастную когорту, и глубинные интервью с 1-2% участников панели.

Анкета количественного исследования фиксирует аспекты траекторий респондентов в сфере образования, карьеры, семьи. Глубинные интервью проводятся с целью сбора более детальной и глубокой информации о механизмах образовательного и профессионального выбора, влияния символических структур на жизненные траектории.

Данные опросов анализируются совместно с данными предыдущих волн исследования с помощью статистических методов, подходящих для анализа лонгитюдных данных.

Интервью транскрибируются, проводится тематическое кодирование, интервью анализируются с помощью методов интерпретативного анализа отдельных кейсов и выделения типичных элементов и принципов организации образовательных выборов и траекторий.

Эмпирическая база исследования

Эмпирической базой исследования является панельное исследование «Траектории в образовании и профессии» - мультикогортный лонгитюд, содержащий одну национальную и несколько региональных панелей. Основная панель ТрОП - «национальная» панель - запущена в 2012 году. Она является лонгитюдным продолжением исследования TIMSS 2011 среди учащихся восьмых классов российских школ. Участники TIMSS 2011, почти 5 тысяч школьников из 42 регионов, в девятом классе приняли также участие в исследовании PISA и с тех пор ежегодно в рамках лонгитюда ТрОП отвечали на вопросы о своих образовательных и карьерных планах, академических достижениях, условиях жизни, опыте работы и пр. В целом, база национальной панели включает на данный момент тесты знаний и компетенций TIMSS и PISA, семь волн лонгитюдного исследования, опрос родителей, и дополнительные данные, собранные от школ. Таким образом, она является уникальным источником данных об образовательных траекториях. Также для анализа используются глубинные интервью с участниками национальной панели.

Результаты работы

В 2018 году была проведена седьмая волна опроса в национальной панели. В ходе подготовки и проведения этой волны разрабатывалась и применялась методика исследования, основной особенностью которой является комбинирование методов сбора данных, а также такие меры поддержания панели, как использование социальных сетей для установления контактов с респондентами, закрепление постоянных интервьюеров за респондентами. При этом, доля респондентов, опрошенных с помощью онлайн-опроса растет с каждой волной и в этом году достигла 97%, что объясняется наибольшим удобством этого метода для респондентов и интервьюеров.

На основе данных шести волн лонгитюдного исследования с применением метода анализа последовательностей выделены типичные образовательные и профессиональные траектории после окончания девятого класса, и рассмотрены основные факторы, связанные с формированием траекторий. Отдельно проанализированы траектории получения высшего образования, включая такие параметры как престижность вуза, обучение на бюджете и на очном отделении, мобильность, выбор специальности. Эти параметры были рассмотрены в контексте социального неравенства. С применением анализа скрытых классов выделены четыре кластера студентов («коммерческие», «провинциалы», «мобильные», «стационарные»).

На основе анализа 22 кейсов (глубинные интервью) с применением ресурсов культурсоциологии проанализированы смысловые структуры, определяющие выбор среднего профессионального образования после окончания девятого класса. Совместный анализ количественных и качественных данных о переходе после девятого класса позволил изучить механизмы образовательного выбора на этом этапе и сформировать рекомендации по поддержке образовательного выбора и профориентации учащихся.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Методический опыт исследования может быть использован при планировании лонгитюдных проектов.

Информационная база национальной панели рекомендуется для использования исследователям социологии и экономики образования.

Результаты анализа данных опросов и интервью рекомендуется использовать для подготовки аналитических материалов для государственной политики в сфере образования, в частности для разработки программ поддержки образовательного выбора и профориентации учащихся.

Публикации по проекту:


Куракин Д. Ю., Косякова Ю. А., Блоссфельд Х. Горизонтальная и вертикальная гендерная сегрегация на этапе выхода на рынок труда в России до и после распада Советского Союза // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. Гл. 3.5. С. 310-347.
Бессуднов А. Р., Малик В. М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы (данные ТрОП) // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017.
Бессуднов А. Р., Малик В. М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы (данные ТрОП) // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 247-281.