• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики знаний

Приоритетные направления развития: экономика
2018

Объект исследования

Экономика знаний в целом.

Цель работы

Целью проекта является развитие мониторинга экономики образования, науки, инноваций, информационного общества; формирование (накопление и систематизация) сопоставимой на международном уровне информационной базы, необходимой для обеспечения  комплексного анализа экономико-статистической и социологической информации; подготовка и распространение статистической, социологической, аналитической информации о состоянии секторов экономики: образования, науки, инноваций, информационного общества.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  1. формирование информационно-аналитической базы экономики знаний: образования, науки, инноваций, информационного общества – актуализация информационного наполнения хранилища статистической информации по экономике знаний: образованию, науке, инновациям, информационному обществу,

  2. подготовка и издание официальных статистических сборников и прочих информационных материалов, в частности по темам образования, науки, инноваций, информационного общества.

Используемые методы

Методология проекта базируется на отечественных и зарубежных организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках в области статистики образования, науки, инноваций, информационного общества.
Эмпирическая база исследования

Методология данного проекта базируется на организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых НИУ ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт. Информационной базой мониторинговых исследований, а также статистических сборников являются:

  • официальные данные Росстата, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минкомсвязи России, Казначейства России, Банка России, Организации экономического сотрудничества и развития, Евростата,

  • результаты тематических социологических обследований,

  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов,

  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации

Результаты работы

в области теории: подготовка  концепции формирования комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации с учетом международных статистических стандартов, обеспечивающей научно-методологическую основу обоснования состава показателей, разработки методик их расчета,

в развитии методологии: разработка  комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих органы управления федерального и регионального уровней, профессионально-экспертное сообщество квалифицированной информацией, характеризующей положение субъектов Российской Федерации в системах образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности, дающей возможность проведения межрегиональных сопоставлений и анализа различий для целей разработки региональной политики, анализа ее результатов и развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Развитие методологии подготовки комплексных информационных материалов с использованием статистических и иных данных,

в получении новых эмпирических знаний: актуализированная информационно-аналитическая система «Статистика и мониторинг экономики знаний: наука, инновации, образование, информационное общество» (ИАС СиМЭЗ).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральную службу государственной статистики (Росстат), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, другие Министерства и Ведомства для использования в текущей деятельности.

По результатам проекта осуществляется регулярная публикация официальных статистических сборников, характеризующих состояние и развитие сфер образования, науки, инноваций, информационного общества.

Рекомендация: полученные результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике.

Область применения:

  1. Проведение аналитических и прогнозных исследований в сферах образования, науки, инноваций, информационного общества,

  2. Оценка хода реализации мероприятий государственной политики, направленной на достижение национальных целей в сферах образования, науки, инноваций, информационного общества; разработка рекомендаций по корректировке мер государственной политики,

  3. Проведение мониторинга системы образования.

Публикации по проекту:


Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник. Москва : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018. 
Цифровая экономика: краткий статистический сборник. Москва : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018. 
Индикаторы образования: 2018. Москва : НИУ ВШЭ, 2018. 
Education in Figures.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018. 
Индикаторы инновационной деятельности: 2018: статистический сборник. Москва : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018. 
Образование в цифрах: 2018. Москва : НИУ ВШЭ, 2018. 
Science. Technology. Innovation: Pocket Data Book. Moscow : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019.