• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики знаний

Приоритетные направления развития: экономика
2018

Объект исследования

Экономика знаний в целом.

Цель работы

Целью проекта является развитие мониторинга экономики образования, науки, инноваций, информационного общества; формирование (накопление и систематизация) сопоставимой на международном уровне информационной базы, необходимой для обеспечения  комплексного анализа экономико-статистической и социологической информации; подготовка и распространение статистической, социологической, аналитической информации о состоянии секторов экономики: образования, науки, инноваций, информационного общества.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  1. формирование информационно-аналитической базы экономики знаний: образования, науки, инноваций, информационного общества – актуализация информационного наполнения хранилища статистической информации по экономике знаний: образованию, науке, инновациям, информационному обществу,

  2. подготовка и издание официальных статистических сборников и прочих информационных материалов, в частности по темам образования, науки, инноваций, информационного общества.

Используемые методы

Методология проекта базируется на отечественных и зарубежных организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках в области статистики образования, науки, инноваций, информационного общества.
Эмпирическая база исследования

Методология данного проекта базируется на организационных подходах, концептуальных, методологических, методических и инструментальных разработках, реализуемых НИУ ВШЭ и учитывающих лучший отечественный и зарубежный опыт. Информационной базой мониторинговых исследований, а также статистических сборников являются:

  • официальные данные Росстата, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минкомсвязи России, Казначейства России, Банка России, Организации экономического сотрудничества и развития, Евростата,

  • результаты тематических социологических обследований,

  • монографии, научные статьи, другие публикации отечественных авторов,

  • зарубежные аналитические, информационные и статистические публикации

Результаты работы

в области теории: подготовка  концепции формирования комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации с учетом международных статистических стандартов, обеспечивающей научно-методологическую основу обоснования состава показателей, разработки методик их расчета,

в развитии методологии: разработка  комплексных систем показателей (индикаторов) развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих органы управления федерального и регионального уровней, профессионально-экспертное сообщество квалифицированной информацией, характеризующей положение субъектов Российской Федерации в системах образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности, дающей возможность проведения межрегиональных сопоставлений и анализа различий для целей разработки региональной политики, анализа ее результатов и развития образования, науки, информационного общества, инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Развитие методологии подготовки комплексных информационных материалов с использованием статистических и иных данных,

в получении новых эмпирических знаний: актуализированная информационно-аналитическая система «Статистика и мониторинг экономики знаний: наука, инновации, образование, информационное общество» (ИАС СиМЭЗ).

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Материалы, подготовка которых осуществляется в ходе реализации проекта, передаются в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральную службу государственной статистики (Росстат), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, другие Министерства и Ведомства для использования в текущей деятельности.

По результатам проекта осуществляется регулярная публикация официальных статистических сборников, характеризующих состояние и развитие сфер образования, науки, инноваций, информационного общества.

Рекомендация: полученные результаты целесообразно использовать во всех разработках НИУ ВШЭ по соответствующей проблематике.

Область применения:

  1. Проведение аналитических и прогнозных исследований в сферах образования, науки, инноваций, информационного общества,

  2. Оценка хода реализации мероприятий государственной политики, направленной на достижение национальных целей в сферах образования, науки, инноваций, информационного общества; разработка рекомендаций по корректировке мер государственной политики,

  3. Проведение мониторинга системы образования.

Публикации по проекту:


Гохберг Л. М., Городникова Н. В., Дитковский К. А., Кузнецова И. А., Лукинова Е. И., Мартынова С. В., Ратай Т. В., Росовецкая Л. А., Фридлянова С. Ю. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: статистический сборник / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, М. А. Сабельникова, О. В. Фомичев, А. Е. Шадрин. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
Gokhberg L., Kovaleva G., Kovaleva N., Kuznetsova V., Ozerova O., Sautina E., Schugal N. Education in Figures / Ed. by L. Gokhberg, N. Kovaleva, Y. Kuzminov. National Research University Higher School of Economics, 2018.
Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Волкова Г. Л., Гохберг Л. М., Демьянова А. В., Дьяченко Е. Л., Кевеш М. А., Ковалева Г. Г., Коцемир М. Н., Кузнецова И. А., Лола И. С., Мильшина Ю. В., Остапкович Г. В., Ратай Т. В., Рыжикова З. А., Стрельцова Е. А., Суслов А. Б., Фридлянова С. Ю., Фурсов К. С., Шматко Н. А. Индикаторы цифровой экономики: 2018: статистический сборник / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, Я. И. Кузьминов, М. Сабельникова. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.