• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологический анализ современных российских рынков

2006
Подразделение: Лаборатория экономико-социологических исследований


Объектом исследования выступают, в первую очередь, потребительские рынки, где осуществляется непосредственное взаимодействие фирм и конечного потребителя. 

В рамках проекта на уровне теории разрабатывалась методология социологического анализа современных российских рынков, а на эмпирическом уровне исследованы девять потребительских рынков России:

  • рынки бытовой техники;
  • рынки непродовольственных товаров,
  • рынок политической власти,
  • рынок диссертационных услуг,
  • рынок кредитования,
  • рынок медицинских услуг,
  • рынок образовательных услуг,
  • брачный рынок,
  • рынок труда.

В результате исследования предложена методика социологического изучения современных российских рынков; проведена методологическая разработке «рынка» как унифицированного терминологического понятия, пригодного для реализации дальнейших теоретических и эмпирических исследований различных рынков; предложены способы распознавания границ рынка как объекта эмпирических социологических исследований.

Многие рынки изучались впервые, то есть получаемый эмпирический материал потребовал не только теоретического анализа, но и новых концептуализаций. При этом очень часто  речь шла об экзотических  и  труднодоступных для изучения рынках, как, например, рынок написания диссертаций, политической власти или коммерцианализированных медицинских  услуг в государственном секторе.

При изучении российских рынков активно использовался широкий спектр нетрадиционных подходов, развиваемых в рамках современной экономической социологии – нового институционализма, сетевого анализа, популяционной экологии, социокультурных исследований. Предприняты попытки преодолеть локальность проводимых исследований российских рынков. Так, собрана информация о состоянии российского рынка непродовольственных потребительских товаров на межрегиональном уровне.

В рамках проекта проведена (и продолжает проводиться) работа по адаптации западных теоретических разработок по социологии рынков и внедрению их в привычный для российских исследователей арсенал теоретических концепций. Осуществляется перевод на русский язык ключевых публикаций, отражающих суть современных подходов к изучению рынков.