• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-методическое обоснование и нормативно-правовое обеспечение механизмов передачи общеобразовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации

2002

Работа проходила в два этапа. На первой стадии реализации проекта был проведен анализ экономических и правовых последствий передачи общеобразовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации и придания государственного статуса общеобразовательным учреждениям, в том числе выделения муниципальным образованиям субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации на заработную плату, начисления на заработную плату, а также текущие учебные и хозяйственные расходы муниципальных общеобразовательных учреждений. В итоге второго этапа исследования был разработан алгоритм передачи муниципальных общеобразовательных учреждений в собственность субъекта Российской Федерации. Кроме того, написаны предложения по внесению изменений и дополнений в общее и отраслевое законодательство, регулирующее отношения, связанные с реализацией каждого из трех предлагаемых вариантов придания общеобразовательной школе государственного статуса.

Выполненная работа посвящена вопросам научно-методического обоснования и нормативно-правового обеспечения механизмов передачи общеобразовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации. Проблема придания общеобразовательным учреждениям государственного статуса может быть решена тремя основными способами: путем передачи общеобразовательных учреждений в собственность субъекта РФ, путем соучредительства и частично - путем изменения механизма финансирования с использованием субвенций.

Для детальной проработки каждого из возможных путей придания муниципальным общеобразовательным учреждениям государственного статуса проведен юридический анализ действующего законодательства, регламентирующего передачу или применяемого при передаче собственности между разными уровнями власти и управления в федеративном государстве, выявлены проблемы нормативно-правового характера, предложены условия и порядок передачи общеобразовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации, исследованы возможности соучредительства образовательных учреждений, предложен модельный договор учредителей, а также выполнены расчеты расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 2001 и 2000 годах и изменения расходов на образование в 2001 году по сравнению с 2000 годом. Расчеты проводились в территориальном разрезе по субъектам Российской Федерации, а также по основным статьям расходов. Выполненные расчеты могут служить основанием для принятия решений по изменению системы финансирования общеобразовательных учреждений без изменения формы собственности.
Для обсуждения основных проблем финансирования общеобразовательных учреждений, передачи их в ведение субъектов федерации, а также вопросов соучредительства в сентябре 2002 года в рамках проекта проведена научно-практическая конференция. В конференции приняли участие представители Комитета по образованию и науки Государственной Думы, Экономического Управления Президента Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Государственного университета - Высшей школы экономики, Национального фонда подготовки кадров, ведущие эксперты в области образования, был организован Круглый стол по проблемам финансирования школы, передачи собственности и соучредительства. На конференции были розданы специально подготовленные научно-методические материалы. Стенограмма конференции приводится в конце отчета в Приложении.

Результаты юридического анализа, выполненного в рамках проекта, а также проведенные экономические расчеты расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ и в местных бюджетах были использованы для подготовки аналитических материалов Министерства образования Российской Федерации для рабочей группы Госсовета по местному самоуправлению.
По результатам проекта для Председателя Рабочей группы Госсовета по образованию было подготовлено заключение по проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части финансирования общеобразовательных учреждений".

Результаты выполненных экономических расчетов были использованы при подготовке парламентских слушаний по обсуждению стандарта общего образования, которые состоялись в Государственной Думе 22 октября 2002 года, а также при подготовке материалов для парламентских слушаний в Федеральном Собрании по вопросам модернизации сельской школы, которые состоялись 25 октября 2002 года.
По результатам проекта подготовлена и издана коллективная монография "Экономика школы: нормативное финансирование, передача собственности, соучредительство", М., "Пульс", 2002, 118 с.

См. также

Сравнительно-правовой анализ правоприменительной (судебной) практики в сфере образования

Разработка научно обоснованных предложений по введению нового статуса государственных и муниципальных образовательных организаций

Разработка предложений по совершенствованию форм бюджетного финансирования образовательных организаций, включая предложения по совершенствованию бюджетного законодательства

Исследование правоприменительной практики в сфере образования и ее анализ с точки зрения эффективности механизмов реализации отраслевого и общего законодательства

Разработка механизмов совершенствования форм и активизации участия профсоюзных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования (в т.ч. предложения по совершенствованию законодательства)

Разработка предложений по совершенствованию экономико-правовых механизмов привлечения внебюджетных средств школами

Разработка предложений по внесению изменений и дополнений в общее и отраслевое законодательство в части экономики системы образования, в сфере оказания образовательных услуг и разработка пакета нормативных правовых актов, обеспечивающих проведение эксперимента по ГИФО в сочетании с ЕГЭ

Ключевые слова