• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка перспективной модели управления системой образования в Российской Федерации, включая систему федеральных округов

2002

В ходе работы была проведена разработка перспективной модели управления системой образования в Российской Федерации, включая систему федеральных органов. Исследование проводилось в два этапа. В рамках первого этапа был осуществлен анализ существующих систем управления образованием. Выявлены проблемы и противоречия в распределении функций, полномочий и ответственности всех уровней управления системы образования. Диагностирована ситуация в управлении системой образования на уровне федеральных округов и определение схемы взаимодействия с Министерством образования РФ и регионами. На втором этапе работы были разработаны предложения по оптимизации модели управления для распределения компетенций и разграничения полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательной политики, включая федеральные и региональные управленческие структуры, органы местного самоуправления и образовательные учреждения, а также разработаны предложения по управлению процессом модернизации системы образования с учетом современных требований. По итогам работы был проведен семинар по обсуждению разработанной модели.

В результате выполнения проекта разработаны основные характеристики перспективной модели управления системой образования, включающей управление текущим состоянием на основе эффективного бюджетирования расходов на образование в рамках государственных образовательных стандартов и институциональные механизмы управления процессами модернизации образования на основе моделей социального партнерства по реализации программ развития на всех уровнях управления, включая систему федеральных округов.

В рамках проекта:

  • проведен правовой анализ основ управления системой образования, рассмотрены полномочия и функции управления системой образования на всех уровнях - на федеральном, региональном, федеральных округов, муниципальном и на уровне учреждений образования; акцент сделан именно на анализе тех полномочий, которые закреплены сегодня за уровнем федеральных округов;
  • проведен анализ современных подходов к управлению модернизационными процессами в сложных социальных институтах, каким является образование, включая институциональный подход, транcформационный подход, взращивание инновационного потенциала, использование давления как движущей силы организационных изменений;
  • изучен и проведен анализ зарубежного опыта управления реформированием систем школьного образования в США и Великобритании;
  • выявлены основные направления совершенствования системы управления образованием;
  • предложена перспективная модель управления, сочетающая управление текущим функционированием и управление модернизацией образования с использованием институциональных механизмов.
  • В работе использовано 172 источника нормативного характера, 38 научных разработок и иных источников.

В рамках проекта в ноябре 2002 года проведен семинар по обсуждению разработанной перспективной модели управления образованием, в котором приняли участие представители Министерства образования РФ, Экономического Управления Президента РФ, эксперты ГУ-ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института системных исследований РАН, Центра лечебной педагогики. По результатам проекта подготовлена коллективная монография, посвященная основным вопросам совершенствования системы управления образования, включая управлением модернизационными процессами.