• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка модели взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда в масштабе субъекта Российской Федерации с привлечением маркетинговых механизмов

2003

В ходе работы исследованы концептуальные основы маркетингового взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда. Разработаны теоретические модели взаимодействия участников рынков образовательных услуг и труда на основе анализа отечественного и зарубежного опыта. Произведено описание реальной практики маркетингового взаимодействия вуза с другими субъектами рынка образовательных услуг и участниками рынка труда на примере Кемеровской области. Разработаны научно-методические основы маркетингового анализа рынка образовательных услуг и рынка труда Кемеровской области. Сделано обоснование формирования маркетинговых служб вузов и возможностей создания региональных маркетинговых центров. Созданы проекты нормативно-методических документов и материалы для проведения семинара по созданию маркетинговых служб вузов на базе Кемеровского государственного университета.

Данный заключительный отчет по проекту "Разработка модели взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда в масштабе субъекта Российской Федерации с привлечением маркетинговых механизмов" (программа "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования", раздел "Научно-методическое обеспечение управления образованием: мониторинг, статистика, прогнозирование развития образования; развитие государственно-общественного управления системой образования; управление учреждениями образования") является результатом теоретических и прикладных исследований, проведенных Государственным университетом - Высшей школой экономики и соисполнителем - Кемеровским государственным университетом.

Отчет состоит из шести основных разделов.
Первый раздел посвящен рассмотрению концептуальных основ маркетингового взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда. В нем последовательно изложены глубинные фундаментальные причины, связанные с рационализацией системы образования, приводящие к необходимости использования принципов маркетинга; дана сравнительная характеристика общих и особенных черт маркетинга высшего образования; раскрыто понятие образовательной программы и представлены критерии сегментации рынка; обоснована необходимость изменения жесткой системы организации вузов; исследованы позиции вузов на рынках образовательных услуг и труда.

Второй раздел посвящен теоретическим моделям взаимодействия участников рынков образовательных услуг и труда на основе анализа отечественного и зарубежного опыта и литературы. Опираясь на опубликованные результаты исследований российских и иностранных авторов, рассмотрены предпосылки моделирования взаимодействия рынков образовательных услуг и труда, в том числе дисциплинарная база, взаимоотношения рынков в контексте различных систем ценностей, сущность рынка труда и вклад высшего образования; проанализированы отдельные наиболее важные аспекты данного взаимодействия и дана оценка степени изученности основных элементов маркетинга-микс. Результатом анализа явился подробный обзор теоретических моделей взаимодействия участников рынка образовательных услуг и рынка труда.
Третий раздел содержит описание реальной практики маркетингового взаимодействия вуза с другими субъектами рынка образовательных услуг и участниками рынка труда на примере Кемеровской области. Дан анализ существующих в Российской Федерации подходов и моделей организации взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда, а также маркетинговых методов и инструментов реализации моделей взаимодействия рынков.

В четвертом разделе отчета описывается предлагаемая модель активного взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и труда, рассматривается подробная схема взаимодействия, в том числе каналы коммуникации и мероприятия по продвижению. Здесь же представлена эволюция маркетинга высшего учебного заведения.

Пятый раздел посвящен разработке научно-методических основ и подходов к содержанию модели активного взаимодействия вузов с участниками рынка образовательных услуг и рынка труда. В нем представлены результаты исследования укрупненных сегментов (зон) покупателей, выявлены основные критерии и мотивы выбора образовательных услуг на примере Кемеровской области, обоснованы наиболее распространенные критерии многомерной сегментации, описан механизм оценки конкурентных преимуществ вуза. На основе изучения основных элементов стратегического плана вуза предложены подходы к формированию миссии и основных приоритетных направлений развития вуза, представлены этапы разработки стратегии вуза, его миссии и позиционирования на двух рынках. Здесь же описано, каким образом организуется практическое взаимодействие вуза с участниками рынка труда и рынка образовательных услуг.

В шестом разделе показано, каким образом общая модель активного взаимодействия вузов с участниками рынков образовательных услуг и труда может быть адаптирована к региональным особенностям и профилю вуза на примере Кемеровской области.