• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ состояния библиотечно-издательского дела в гуманитарном образовании

2003
Руководитель: Любимов Лев Львович

В работе проведена разработка дерева целей информационного обеспечения школьного образования, а также сравнительный анализ состояния компонентов системы информационного обеспечения образовательного процесса в РФ и за рубежом. Проведено изучение и обобщение опыта взаимодействия московских школ с издательствами и библиотеками. Написана концепция информационного обеспечения образования в средней школе, содержащая подходы к формулированию национальной политики. Предложена система рекомендаций по формам и методологии взаимодействия субъектов информационного обеспечения школьного образования, а также рекомендации по организации работы с учащимися, направленной на формирование навыков работы с информацией различного происхождения и форм.

Объектом исследования являлось существующее состояние и перспективы развития компонентов российской системы библиотечно-информационного обеспечения образования в сопоставлении с ситуацией в мировом образовательном пространстве и международными стандартами ресурсного обеспечения образовательной среды.

Цель разработки: обеспечение необходимых методических оснований для формирования современной системы информационного обеспечения образовательного процесса в общеобразовательных и специализированных учебных заведениях системы среднего образования всех регионов Российской Федерации.

Задачи проекта состояли в: 

  1. выявлении реального состояния и уровня информационного обеспечения образовательного процесса в средних учебных заведениях Российской Федерации;
  2. осмыслении методологических основ создания учебной литературы в условиях отхода от репродуктивной модели обучения;
  3. изучении опыта организации информационно-библиотечного обеспечения и межведомственного взаимодействия в странах с высоким уровнем организации системы образования и международных образовательных системах (Международный бакалавриат и др.);
  4. обосновании концепции информационного обеспечения образовательного процесса в средних учебных заведениях Российской Федерации;
  5. разработке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы информационного обеспечения образовательного процесса;
  6. моделировании межведомственного взаимодействия издательств и библиотек различных уровней и специализации и образовательных учреждений;
  7. разработке рекомендаций по применению модульных механизмов освоения учащимися технологий системы информационно-библиотечного обеспечения образовательного процесса с последовательным выходом на развитие и закрепление соответствующих компетенций, последовательное повышение их качества;
  8. разработке рекомендаций профессионального образовательного сообщества по созданию системы переподготовки и повышения квалификации сотрудников издательств и библиотек различных уровней и специализации, чья деятельность связана с информационным обеспечением образовательного процесса;
  9. разработке рекомендаций по информационно-библиотечной составляющей подготовки и переподготовки школьного педагогического корпуса, а также менеджеров школьной образовательной системы.
Методы и способы решения задач исследования включали:
  • изучение и обобщение информации об организации и способах взаимодействия издательств и библиотек с образовательными учреждениями;
  • изучение зарубежного опыта организации и способах взаимодействия издательств и библиотек с образовательными учреждениями, оценка его применимости в нашей культурологической среде;
  • построение модели системы информационного обеспечения школьного образования в Российской Федерации.
В процессе выполнения первого этапа работ по проекту авторами осуществлены:
  1. Разработка дерева целей информационного обеспечения школьного образования.
  2. Сравнительный анализ состояния компонентов системы информационного обеспечения образовательного процесса в РФ и за рубежом.
  3. Изучение и обобщение опыта взаимодействия московских школ с издательствами и библиотеками.
  4. Разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы информационного обеспечения образовательного процесса.
Итогом первого этапа стал Промежуточный научный отчет, содержащий:
  • аналитические материалы, отражающие состояние системы информационного обеспечения образовательного процесса в средней школе в ее содержательном и организационном компонентах;
  • систему рекомендаций по формам и методологии взаимодействия субъектов информационного обеспечения школьного образования.
В процессе выполнения второго этапа работ по проекту авторами осуществлены:
  1. Разработка рекомендаций по применению модульных механизмов освоения учащимися технологий системы информационно-библиотечного обеспечения образовательного процесса с последовательным выходом на развитие и закрепление соответствующих компетенций, последовательное повышение их качества.
  2. Разработка рекомендаций профессионального образовательного сообщества по созданию системы переподготовки и повышения квалификации сотрудников издательств и библиотек различных уровней и специализации, чья деятельность связана с информационным обеспечением образовательного процесса.
  3. Разработка рекомендаций по информационно-библиотечной составляющей подготовки и переподготовки школьного педагогического корпуса, а также менеджеров школьной образовательной системы.
Результатом второго этапа является представляемый итоговый научный отчет, содержащий:
  • рекомендации по организации работы с учащимися, направленной на формирование навыков работы с информацией различного происхождения и форм;
  • концепцию информационного обеспечения образования в средней школе, которой сможет руководствоваться Министерство образования РФ.

Результатом работы по проекту стала разработка подходов к формулированию национальной политики в области информационного обеспечения образовательного процесса, основанной на максимальном использовании собственного и зарубежного позитивного опыта и ориентированной на поощрение максимально широкого доступа учащихся к информационным ресурсам.

Предполагаемое использование результатов работы: результаты проекта позволят определить следующий круг задач по формированию ресурсной базы школьного образования, отвечающей международным стандартам и задачам развития российской системы образования. Материалы, отраженные в итоговом отчете, могут быть уже сегодня основанием для принятия законодательных, процедурный и управленческих решений, способных внести качественные изменения образовательную среду. Рекомендации и аналитические материалы, содержащиеся в работе, уже сегодня могут быть внедрены в нормативную и образовательную практику образовательных учреждений и методических центров регионов Российской Федерации.