• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Цифровая таможня» и развитие правового регулирования таможенных операций

2019

Цифровизация экономики и управления не могла не затронуть такую интенсивную и значимую сферу товарообмена, как внешняя торговля, и государственные механизмы таможенного регулирования. За последние годы таможенная сфера претерпела существенные изменения от традиционного бумажного документооборота к «безбумажной таможне», а затем и к таможне электронной. Электронное декларирование, риск ориентированный таможенный контроль, формирование процедур удаленного пропуска товаров через таможенную границу и другие новеллы таможенного регулирования привели к соответствующим изменениям в таможенном законодательстве. Таможенное законодательство ЕАЭС и российское законодательство о таможенном деле ориентируются в этих вопросах на лучшие практики, рекомендуемые Всемирной таможенной организацией, а также опыт торговых партнеров, прежде всего опыт Европейского Союза по созданию «безбумажной среды» для таможенных администраций и субъектов внешнеэкономической деятельности.Стремительные изменения последних месяцев, наблюдающиеся в практике таможенного регулирования в связи с активным использованием в таможенном деле современных технологий (использование Big Data, телематики, облачных технологий и т.д.), приводят к такой модернизации методов работы таможни, которая позволяет говорить о формировании ее нового облика: на смену электронной таможни приходит таможня цифровая — Digital Customs.Предусматривается рассмотреть влияние новых технологий, используемых в таможенном администрировании, на нормативно-правовое регулирование таможенных отношений, и прежде всего складывающихся в сфере таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу,  и таможенного контроля. Показываются преимущества цифровой таможни для граждан и участников внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, и для таможенных органов, с другой стороны. Анализируются связанные с этим основные риски — прежде всего, риски безопасности, а также риски фискального характера.Выявляются основные направления, по которым должны быть внесены изменения в действующее таможенное законодательство, чтобы обеспечить удаленный выпуск товаров, перемещаемых через таможенную границу, работу центров электронного декларирования.Анализируются также проблемы правового регулирования таможенного сопровождения электронных транзакций, преимущества цифровой таможни в условиях «деконтейнеризации» внешней торговли — распадения крупных внешнеторговых поставок на множество  мелких посылок и резкое увеличение числа контролируемых предметов. Цифровизация представляется как организационно-техническая предпосылка включения электронной торговля в единое пространство фискального таможенного регулирования. Выявляются возможности, которые цифровая таможня предоставляет для организации взаимодействия с российскими налоговыми органами в контексте формирования единого фискального канала, а также для подключения российской таможни к международным каналам таможенной информации. Исследуется правовое регулирование институтов таможенного законодательства, непосредственно связанных с использованием современных информационных технологий, таких как личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности, электронное декларирование, таможенное сопровождение e-commerce, единый лицевой счет и др.