• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Альтернативные процедуры администрирования обязательных платежей

2019

В настоящее время Налоговый кодекс РФ трансформируется в правовой акт, уже только частично связанный с регулированием налоговых правоотношений. С 2016 года Налоговым кодексом РФ регулируется взимание страховых взносов, в официальных планах правительства (например, в Бюджетной стратегии до 2023 года, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2017 году) делается акцент повышение эффективности налогового администрирования через единое и унифицированное администрирование всех обязательных платежей. Из совокупности принятых решений следует, что речь идет о едином администрировании всех видов обязательных платежей, в том числе и парафискальных. На практике в качестве реализации указанной политики мы наблюдаем, во-первых,  введение единого главного администратора (ФНС России)  для всех видов обязательных платежей, и, во-вторых формирование  единого нормативного правового акта об обязательных платежах через включение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) положений, регулирующих исчисление и взимание всех видов таких платежей.Отношение к данному процессу в научной сообществе не является однозначным (см., например, дискуссию в ж-ле Закон, № 3 за 2018 г., с. 14-26). Расширение сферы действия НК РФ на регулирование отношений по взиманию неналоговых доходов приводит к понижению качества правового регулирования. Сам кодифицированный документ уже перестает отвечать своему названию и назначению, превращается в некий свод различных правил. Иначе говоря, кодификация законодательства превращается в его инкорпорацию. Очевидно и то, что создание какого-либо кодифицированного нормативного правового акта о обязательных платежах априори невозможно вследствие их крайне разнообразной природы и источников.Другим процессом, идущим одновременно, является усиление диспозитивного начала в регулировании налоговых правоотношений.  В отношениях государства и личности ученые (А. В. Дёмин) замечают замечают переход от модели односторонне-властного управления к партнерскому сотрудничеству, основанному на доверии и транспарентности. Налоговыми органами и судами регулярно применяются судебные доктрины необоснованной налоговой выгоды, деловой цели, существа над формой, сделки по шагам, срывания "корпоративной вуали". Активно развивается и имплементируется в отечественное законодательство практики международных судов, как части международного налогового права. Эта практика как раз характеризуется диспозитивным началом.Оба перечисленных процесса: совершенствования и унификации администрирования бюджетных доходов в национальных рамках и влияние международных тенденций, по нашему мнению, приводят к тому, что юридическая модель налогового администрирования в своем прежнем виде уже не отвечает требованиям времени.