• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визуализация космических пространств и объектов в цифровых медиа (кино, астрофотография, игры и 3D проекты): политические, образовательные и эстетические аспекты

2019

Визуальное конструирование космоса, которое является сегодня одним из активно развивающихся направлений астрокультуры, выражается в постоянном продуцировании и распространении в медиакультуре новых образов, источники которых могут быть самыми разными: последняя крупнобюджетная космоопера, фильм канала Discovery, сайты NASA  и Роскосмоса или инстаграм фотографа-любителя, занимающегося астрофотографией. В то же время, эти образы не только порождают мечты о покорении космоса.  Их визуальный реализм амбивалентен. Во-первых, они могут быть эффективным инструментом популяризации последних открытий в области астрономии, математики, физики и др., но могут и распространять невежество в форме фактов. Во-вторых, эти образы могут служить экономическим инструментом, т.к. умелые манипуляции ими способны «перенастроить» интересы инвесторов и общественное мнение. В-третьих, проблемой является соотношение эстетического, технологического и научного в этих образах, скрытая за их кажущейся документальностью.В моем исследовании я рассмотрю, как сконструированы популярные образы космоса в кино, астрофотографии и других визуальных источниках, а также попробую определить, какие последствия для науки, индустрии и общества может иметь распространение цифровых астрообразов.   В первую очередь, в исследовании будет рассмотрено формирование образов космоса в кинематографе (научно-фантастическом и научно-популярном) двух последних десятилетий от конструирования реализма космических путешествий с помощью цифровой детализации «космической повседневности» в кадре («Марсианин» Р. Скотта) до новых форматов работы режиссера с учеными-консультантами, в результате которой удается получить визуализации космических объектов (как, например, пространство рядом с черной дырой в фильме «Интерстеллар» К. Нолана),  выполненные на высоким уровнем достоверности с точки зрения современного астрофизика. Во-вторых, будут проанализированы различные стратегии и методы создания инсталляций, цифровых фотоколлажей и 3D проектов на основе больших массивов фотографий и данных (таких, например, как 3D карта нашей галактики, созданная на основе данных, собранных спутником «Гайя» за 14 месяцев http://www.esa.int/spaceinimages/Images/2016/09/Gaia_s_first_sky_map_annotated). Объемы фотографий космических объектов, собранных при помощи различных космических аппаратов и телескопов (в первую очередь, телескопом «Хаббл») представляют сегодня собой отдельную исследовательскую и техническую проблему. Чтобы сделать эти архивы операбельными и тем более, использовать их в научно-популярных целях, необходимо разработать методы их визуализации, позволяющие охватить большие объемы цифровых изображений в единой композиции, при этом, по возможности, не искажая данные ради дизайнерских решений и сохраняя возможность вернуться к единичным изображениям. Подобные задачи решаются в рамках научного подхода Cultural Analytics, активно развиваемого сегодня Л. Мановичем и его лабораторией и являющимся направлением Digital Humanities, специализирующемся на машинной обработке визуальных данных. Методы Cultural Analytics будут применяться и для машинного анализа любительской астрофотографии (фотографирования космических объектов и звездного неба с поверхности Земли астрофотографами-любителями).В-третьих, будут рассмотрены способы кастомизации образов космических фильмов и обработанных астрофотографий в видеоиграх и образовательных, развлекательных и рекламных трансмедийных проектах.В- четвертых, для изучения того, как в современных медиа формируется общественное мнение по отношению к космической индустрии и происходит PR космических проектов, будет поведен сравнительный анализ визуальных проектов (видео и фотографий), созданных NASA и Роскосмосом. Несмотря на то, что объемы визуальной информации, выпускаемой этими двумя корпорациями, не сравнимы, стратегии визуальной репрезентации космических достижений могут быть подвергнуты анализу и сравнению. Последнее, в свою очередь, позволит сделать выводы о предполагаемых результатах каждой из PR программ и выработать рекомендации для   нормализации представления достижений и проблем российской космической индустрии в медиа.