• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изучение и обобщение опыта синхронного преподавания сопряженных гуманитарных дисциплин в средней школе

2003
Руководитель: Любимов Лев Львович

В ходе исследования была произведена разработка дерева целей гуманитарного воспитания и образования, в том числе разработаны компоненты гуманитарной подготовки, содержащиеся в предметных областях, внеурочной работе, проектных технологиях. Проанализирован опыт размещения гуманитарных и культурообразующих компонентов по ступеням, классам, предметным блокам и областям, внеклассным и другим формам. Составлены проекты синхронного размещения интегрированных гуманитарных и культурообразующих компонентов по ступеням, классам, предметным блокам и областям, внеклассным и другим формам. Написаны рекомендации по углублению найденных решений для целостного и непрерывного гуманитарного образования и воспитания.

Объектом исследования являлось являлось нынешнее состояние и перспективы развития компонентов российской системы гуманитарного образования в сопоставлении с ситуацией в мировом образовательном пространстве и международными стандартами социально-гуманитарных компетенций.

Цель разработки: поиск и определение последовательности и сопряженности преподавания гуманитарного знания в средней школе, с тем чтобы обеспечить непрерывность, постоянное углубление и обеспечение целостности и устойчивости миропонимания и принятия учащимися системы ценностных установок и ориентаций, формирования у них устойчивых навыков социального поведения, знания различных сторон жизни общества.

Задачи проекта состояли в: 

  1. определении основных разделов гуманитарного знания, которое в ходе обучения в средней школе должно быть реализовано в отношении каждого учащегося;
  2. поиске рациональной структуры размещения основных разделов гуманитарного знания по ступеням, классам, предметным блокам и областям для обеспечения их соответствия особенностям возраста, возможностям использования конкретной предметно-содержательной среды данной ступени и данного класса, интеграции учебного материала различных предметных областей;
  3. разработке предложений по единому межпредметному комплексу ценностнообразующих дидактических единиц и навыкообразующх технологий, которые могут применяться и регулярно повторяться универсально и в движении от класса к классу, от ступени к ступени, с тем чтобы было обеспечено усвоение и устойчивое владение как соответствующими навыками, так и поведенческими действиями и реакциями;
  4. разработке предложений по применению модульных механизмов освоения гуманитарного тематического множества с последовательным выходом на развитие и закрепление соответствующих компетенций, последовательным углублением качества получаемых компетенций;
  5. разработке предложений по проектным формам воспитательно-учебной работы, а также по примерному набору воспитательно-учебных программ (таких, например, как программа "Служение ближнему" в школах с международными образовательными программами);
  6. изучении и обобщении опыта внеклассных форм развития и закрепления гуманитарных навыков, поведенческих стереотипов и постепенной социализации учащихся;
  7. разработке рекомендаций по гуманитарной составляющей подготовки и переподготовки школьного педагогического корпуса, а также менеджеров школьной образовательной системы. 

Способ решения задач данного исследования, который использовался исследовательской группой, заключается в изучении и обобщении опыта развития гуманитарного образования и воспитания в школах московской городской системы, в том числе в школах с международными программами. На основе такого обобщения проанализировано соответствие имеющегося опыта (его полноты и эффективности) поставленным целям и задачам, определены имеющиеся дефициты и смоделирован контурный проект целостной структуры непрерывного гуманитарного образования и воспитания учащихся средних школ. Рассмотрены проблемы реинтеграции содержания образования как в средней общеобразовательной школе, так и в высшей профессиональной школе.

Методы и способы решения задач исследования включали: 

  • изучение и обобщение информации об организации гуманитарного образования и воспитания, накопленной в ходе осуществления этой деятельности в московских школах, в том числе в процессе реализации международных образовательных программ с сильными гуманитарно-воспитательными компонентами;
  • изучение зарубежного опыта организации гуманитарного образования и воспитания, оценка его применимости в нашей культурологической среде;
  • построение модели целостной системы гуманитарного образования и воспитания для средней общеобразовательной школы в соответствие с целями и задачами "Концепции модернизации российского образования".

В процессе выполнения первого этапа работ по проекту авторами осуществлены:

  1. Разработка дерева целей гуманитарного образования и воспитания;
  2. Разработка множества компонентов гуманитарной подготовки, содержащихся в предметных областях, внеклассной работе, проектных технологиях и т.д. 

На втором этапе авторами были реализованы: 

  1. Изучение и обобщение опыта размещения гуманитарных и культурообразующих компонентов по ступеням, классам, предметным блокам и областям, внеклассным и др. формам;
  2. Разработка проектов размещения гуманитарных и культурообразующих компонентов по ступеням, классам, предметным блокам и областям,внеклассным и др.формам;
  3. Разработка рекомендаций по углублению найденных решений для целостного и непрерывного гуманитарного образования и воспитания. 

Авторы полагают, что результатом работы по проекту стало то, что проведение исследований в рамках данного проекта позволило впервые в отечественной практике сделать попытку интеграции различных компонентов школьного гуманитарного образования, формирования у школьников необходимых социально-культурных кодов и поведенческих стереотипов на основе всего многообразия предметных областей, внеклассных программ и школьных внутренних и внешних взаимодействий. Проект открыл процесс изучения важнейшего для судеб модернизации образования блока вопросов, в котором сходятся воедино собственно образовательные и воспитательные цели, достижение которых решающим образом будет влиять на изменения национальной ценностной системы, преодоление ценностного раскола, гуманитаризацию образования, формирование нового человека для новой России.

Предполагаемое использование результатов работы: результаты работы позволят приступить к созданию проекта межпредметной и межвременной программы гуманитаризации школьного образования, основанной на интегрированной системе из многих компонентов и обеспечивающей новым поколениям те компетенции, которые обозначены в программных документах Президента и Правительства России. Практические рекомендации, изложенные в работе, могут быть внедрены в образовательный процесс в учебных заведениях Российской Федерации.