• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создание комплексной модели участия общественности в управлении образовательными учреждениями общего образования

2003

В ходе теоретического этапа исследования разработаны методологические основания и системные характеристики комплексной модели участия общественности в управлении учреждениями общего образования. Проанализированы и разработаны юридические основания, регламентирующие механизмы создания и реализации государственно-общественного характера управления общим образованием. Написана комплексная модель участия общественных групп (родители, представители, попечители) в управлении учреждениями общего образования. Составлены предложения по изменению законодательной и нормативно-правовой баз, регламентирующих механизмы создания и реализации государственно-общественного характера управления общим образованием. В ходе дальнейшего выполнения работы написаны методические рекомендации для администраторов образовательных учреждений по реализации комплексной модели участия общественных групп в управлении учреждениями общего образования.
Краткая информация о проекте:
  • разработка комплексной модели участия общественных групп родителей, попечителей, представителей общественных объединений в управлении учреждениями общего образования;
  • определение условий реализации предложенной модели, включая предложения по нормативно-правовому обеспечению, а также рекомендации по развитию государственно-общественного характера управления для администраторов учреждений общего образования.
При создании комплексной модели участия общественности в управлении учреждениями общего образования предполагалось определить:
  • методологические основания развития общественного управления: провести анализ исторического развития мотивов становления общественного управления образованием, выявить естественные тенденции, обеспечивающие развитие общественной составляющей в управлении общим образовании на современном этапе, определить внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие гражданской активности в вопросах образования;
  • · общественные группы, имеющие интерес к развитию общественного управления образованием, формат и организационно-правовые формы их участия в управлении образованием;
  • содержание деятельности органов общественного (общественно-государственного) управления с конкретными полномочиями, передаваемые полностью или частично в компетенцию этих органов;
  • процедуры и механизмы взаимодействия субъектов государственно-общественного управления образованием.

Для реализации модели разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей становление и развитие общественной составляющей в управлении общим образованием, как на уровне законодательного обеспечения, так и на уровне директивно-методических нормативных актов Министерства образования РФ.

На основе созданных научных разработок и имеющегося практического опыта подготовлены методические рекомендации по привлечению общественности к вопросам управления школой через создание органов общественного самоуправления на разных уровнях. Представленные научные разработки направлены на:

  • развитие общественного характера управления образованием;
  • реализацию целей и задач развития образования, принятых в программных правительственных документах;
  • не противоречат федеральным законам и действующим нормативным правовым актам;
  • имеют практическую направленность для всех участников образовательного процесса. 

Подготовленные предложения по нормативно-правовой базе, позволяющей регламентировать и стимулировать общественное участие в управлении образованием, ас используются экспертами Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ при подготовке соответствующего законопроекта, планируемого внести в Государственную Думу РФ в октябре 2003года.

В ходе работы над проектом Министерство общего образования РФ провело два заседания Координационного совета на тему: "Об усилении общественного участия в управлении школой". Участники обсуждений отметили важность и своевременность постановки вопроса на высокий политический уровень. В целом основные положения единой модели и предложенные изменения в законодательство одобрены. Министром образования поставлена задача: ускорить введение механизмов, развивающих государственно-общественный характер управления школой.
Представленные результаты проекта являются практической работой по реализации основных направлений модернизации образования, включая экономические и содержательные вопросы общего образования, а также демократизацию образования в целом.

Комплексный характер модели участия общественных групп в управлении общим образованием является основой создания учебно-методических ресурсов, информационных материалов, необходимых для развития участия общества в вопросах управления образованием.

Подготовленный материал является основой для разработки методических рекомендаций по реализации модели для администраторов учреждений общего образования, использование которых должно способствовать работе Министерства образования РФ, органов управления образованием на местах, руководителей образовательных учреждений и местных представителей власти по диссеминации моделей общественного участия в образовании в отдельных регионах и территориях РФ.

Основные достигнутые научно-технические (методические) результаты работы по проекту.
В соответствии с поставленными задачами по реализации проекта за истекший период проведено несколько исследовательских работ, касающихся методологии создания единой модели общественного участия в управлении общим образованием. Разработана и находится в постоянной корректировке примерная модель участия общественности в образовании на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Подготовлен сравнительный анализ зарубежного опыта участия общества в вопросах школьного образования. На основе анализа действующей нормативно-правовой базы разработаны рекомендации по обеспечению исполнения норм, уже заложенных в действующем законодательстве, но фактически неработающих. 
В целях совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию данной модели общественного участия в управлении образованием, подготовлены несколько вариантов предложений по изменению законодательства (поправки в ФЗ "Об образовании", "Об общих принципах реализации местного самоуправления" и "Типовое положение об образовательном учреждении").

Содержание проделанной научной работы представлено в виде итогов исследовательской и аналитической деятельности автором по целому ряду направлений. Выводы и заключения по отдельным направлениям работы подробно описаны в указанных Приложениях к отчету.

В настоящем отчете отражена работа по следующим направлениям: 

  1. Историческая динамика развития мотивов становления общественного характера управления образованием. (Приложение №1 "Историческая динамика развития мотивов становления общественного характера управления образование" (аналитическая записка)
  2. Внешние (социально-экономические, политические) и внутренние факторы, влияющие на развитие общественного управления образованием. (Приложение №2 Факторы, влияющие на развитие общественного управления образованием (итоги исследования)
  3. Актуализация и естественные тенденции развития общественного управления в современном обществе. (Приложение №3 "Анализ ситуации. Естественные тенденции развития общественного управления в постиндустриальном обществе.")
  4. Примерная модель участия общества в управлении общим образованием на школьном уровне.
  5. Интересы отдельных групп, участвующих в общественно-государственном управлении образованием. Возможности и угрозы развития общественного характера управления общим образованием в форме предложенной модели. (Приложение №4 "Группы интересов. Возможности и угрозы развития общественного характера управления общим образованием на основе предложенной модели".)
  6. Анализ зарубежного опыта участия общества в вопросах школьного образования. (Приложение №5 "Сравнительный анализ опыта участия общества в школьном управлении в странах ЕС. Британский опыт формирования Советов".)
  7. Предложения по внесению изменений в действующее законодательство, обеспечивающие становление и развитие общественного управления общим образованием. (Приложение №6 "Варианты законодательных предложений создания правового механизма более полной реализации в сфере общего образования принципа государственно-общественного характера управления образованием".)
  8. Рекомендации по обеспечению исполнения норм, заложенных в действующем законодательстве и обеспечивающих участие общества в вопросах управления образованием. (Приложение №7 "О ежегодной публикации органами местного самоуправления среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях", Приложение №8 "Проект письма Министерства образования Российской Федерации "О форме и порядке предоставления общеобразовательным учреждением учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств"
  9. "Отзыв экспертов Великобритании на представленные законодательные предложения по развитию общественного управления в общей школе" (Приложение № 14)
  10. Аналитический обзор "Тенденции образовательной политики и развитие школьного законодательства в странах ЕС. Контекст становления гражданской школы и общественного управления школой". (Приложение № 15)
  11. Методические рекомендации для администраторов образовательных учреждений по реализации комплексной модели участия общественных групп в управлении учреждениями общего образования. 

См. также

Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании

Разработка научно обоснованных рекомендаций по системному правовому обеспечению реализации Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы в сфере образования

Генезис, современная ситуация и тенденции неравенства в общем образовании

Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012

Научно-методическое и организационное сопровождение создания исследовательского университета на основе реорганизации государственных образовательных и научных учреждений

Разработка системы и проведение экспериментальных расчетов рейтингов по показателям статистики образования для поддержки принятия управленческих решений в области региональной образовательной политики

Опыт финансирования образования в Китае

Ключевые слова