• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формирование системы мониторинга экономики образования

2003

В ходе выполнения работы проведены методологические исследования, организованы и проведены социологические исследования, связанные с изучением экономических стратегий населения в сфере образования. Представлены результаты: социологических обследований в образовательных учреждениях пилотных регионов; анкетного опроса руководителей учреждений профессионального образования; статистического обследования в образовательных учреждениях пилотных регионов; экспериментального создания базы данных пообъектного учета учреждений образования. Написаны предложения по созданию региональных центров мониторинга экономики образования. Проведены аналитические исследования на основании результатов мониторинга экономики образования за период 2002-2003 гг. Написана программа развития системы мониторинга экономики образования на период до 2005г. В работе дана оценка: рынков образовательных услуг (дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, профессионального образования, в т.ч. начального, среднего, высшего и дополнительного) на уровне Российской Федерации и в региональном разрезе, и поведение семей на этих рынках; экономических процессов в сфере образования на основании данных об объемах и структуре финансовых потоков, поступающих из различных источников в сферу образования на различных уровнях образования и при переходе с одного уровня на другой; состояния развития материально-технической и информационной базы, а также кадрового потенциала учреждений профессионального образования в их взаимосвязи с финансово-экономической деятельностью учреждений образования; экономических и образовательных стратегий государственных и негосударственных учреждений профессионального образования в их взаимосвязи; взаимосвязи профессионального образования и рынка труда; спроса населения на образование различного уровня и направления; спроса рынка труда на рабочую силу и оценку перспективных потребителей экономики.

Цель проекта заключается в создании системы сбора, обработки и представления информации, адекватно отображающей экономику образования, позволяющей оценивать и прогнозировать ее состояние, разрабатывать меры государственной политики в сфере образования, а также оценивать экономическое положение системы образования на основе индикаторов, показателей и инструментария, апробированных в рамках данного проекта.

Исследования 2003 г. (1 этап) продолжали методологические и аналитические работы, выполненные в 2002 г. Свое развитие получили концептуальные вопросы мониторинга экономики образования, разработана его организационная схема, по результатам работ предыдущего периода уточняется система показателей, разработана методика формирования и представления открытой информации об образовательном учреждении (по уровням образования), уточнен предложенный ранее инструментарий мониторинга, разработан новый инструментарий в связи с увеличением институционального охвата (числа рассматриваемых уровней образования) и расширением проблематики мониторинга (изучением образовательных и экономических стратегий руководителей учреждений профессионального образования), переработан и расширен инструментарий статистического обследования в учреждениях профессионального образования (в него включены разделы, характеризующие не только финансово-экономическую деятельность учреждений профессионального образования, но и их материально-техническую и информационную базу, а также кадровый потенциал). Начаты исследования, связанные с решением методологических вопросов формирования баз данных мониторинга экономики образования.

Разработана методология создания базы данных пообъектного учета учреждений образования и подготовлены предложения по формированию экспериментальной пообъектной базы данных. На 2-ом этапе реализации проекта выполнены следующие работы:

1. Проведен сбор данных по программе мониторинговых исследований 2003 года.

В рамках социологического блока мониторинга экономики образования выполнены следующие полевые работы: всероссийский опрос семей, имеющих детей в возрасте от 4 до 20 лет; опрос семей студентов первых курсов престижных московских вузов; серия опросов обучающихся (или их родителей) и преподавателей в пилотных учреждениях образования всех уровней (дошкольное образования, общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное образование детей и взрослых) в четырех пилотных регионах (Москва, Ярославская область, Пермская область, Красноярский край); опрос руководителей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
В рамках статистического блока мониторинга экономики образования выполнены следующие полевые работы: сбор статистической информации, характеризующей материально-техническую и информационную базу учреждений образования, их кадровый потенциал и финансово-экономическую деятельность в пилотных учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и дополнительного образование, дополнительное образование детей и взрослых) в четырех пилотных регионах (Москва, Ярославская область, Пермская область, Красноярский край); экспериментальное формирование пообъектной базы данных учреждения профессионального образования.

2. Проведен анализ информации мониторинга экономики образования за 2002-2003 гг., а также анализ социологической информации по проблеме взаимосвязи между рынками образования и труда.

3. Разработаны модели регионального центра мониторинга экономики образования. Статистическая информация, необходимая для аналитических исследований по экономики образования, представлена в подготовленном в рамках проекта статистическом сборника "Образование в Российской Федерации" (макет, второй выпуск).

Результаты социологических обследований и аналитических разработок, проведенных в 2003 г., представлены в очередных выпусках информационных бюллетеней "Мониторинг экономики образования" (макет).