• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка методологии перевода данных статистики российской системы образования в показатели международных сравнительных исследований

2003

Проведен анализ проблем сопоставления данных российской статистики образования с показателями, используемыми в международных сопоставительных исследованиях. Получены результаты международных показателей образования и методологии их расчета, результаты анализа отечественных показателей статистики образования и действующего инструментария сбора данных с точки зрения адекватности (наличия и полноты) первичной информации международным статистическим стандартам и выявления методологических проблем пересчета имеющихся показателей в сопоставимый с международными показателями вид. Подготовлен и издан справочник статистических данных российской системы образования, рассчитанный по системе показателей, применяемой в международных сопоставительных исследованиях по данным за 2001-2002 гг. Составлены Методические рекомендации по пересчету показателей статистики российского образования для сопоставления с показателями, применяемыми в международных статистических исследованиях по образованию. Написаны Предложения по корректировке статистических показателей, характеризующих состояния и тенденции системы образования Российской Федерации.
Для проведения корректных сопоставительных исследований и представления в международные организации действительно сопоставимых данных о российском образовании, необходимо в первую очередь, обеспечить заполнение соответствующих таблиц, используемых в совместном проекте Института статистики ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата. Однако, тех данных, которыми располагает отечественная статистика образования, формируемая в рамках государственного федерального статистического наблюдения, недостаточно. В отчете описаны пробелы отечественной образовательной статистики в контексте обеспечения ее международной сопоставимости и проанализированы возможности этой сопоставимости.
Первое направление - расширение действующего статистического инструментария государственного статистического наблюдения.

Второе - расширение информационной базы сопоставлений за счет использования внутриведомственной статистики. Обе из них имеют существенные ограничения.

Третья возможность, которая реализуется в настоящее время в рамках проекта Национального фонда образования применительно к общему образованию и начальному профессиональному образованию, - кардинальная модернизация статистического инструментария, предусматривающая, в частности, и необходимость представления соответствующих данных в соответствии с международными стандартами. Именно этот путь является наиболее эффективным.

Отчет содержит результаты сопоставительных расчетов, проведенных с максимально возможным в нынешних условиях учетом международных требований.