• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка модели маркетинговой политики вуза на рынке образовательных услуг

2004

В ходе работы было проведено всестороннее научное исследование и анализ рынка образовательных услуг и формирование научных основ эффективной маркетинговой политики и рациональной системы управления маркетинговой деятельностью высшего учебного заведения. Проведено маркетинговое исследование рынка образовательных услуг по 1-2 специальностям в регионе. Разработана типовая модель маркетингового анализа и маркетинговой политики вуза на рынке образовательных услуг и системы управления маркетинговой деятельностью вуза.

Данный итоговый отчет по проекту "Разработка модели маркетинговой политики вуза на рынке образовательных услуг" (программа "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования") является результатом теоретических и прикладных исследований, проведенных Государственным университетом - Высшей школой экономики и соисполнителем - Красноярским государственным торгово-экономическим институтом.
Отчет состоит из следующих основных разделов. Введение посвящено постановке проблемы данного исследования, связанной с выработкой научно-обоснованной, целостной и системной маркетинговой политикой высших учебных заведений, определению основной цели проекта и условий ее осуществления. Авторский коллектив рассматривает в качестве общей цели подготовку основного научно-исследовательского и аналитического инструментария, дающего возможность вузам самостоятельно проводить маркетинговые исследования и разрабатывать основы маркетинговой политики как целостной системы. Однако достичь реализации столь глобальной цели можно лишь поэтапно, в связи с этим данный проект имеет целью решение вопросов первого этапа, связанных с разработкой типовой методики маркетингового исследования "Вуз на рынке образовательных услуг" и унифицированной схемы анализа, которые призваны сформировать основы маркетинговой политики вуза на рынке образовательных услуг.
В первой части рассмотрены теоретические основы маркетинга высшей школы. В ней изложены глубинные фундаментальные причины, связанные с рационализацией системы образования, приводящие к необходимости использования принципов маркетинга; дана сравнительная характеристика общих и особенных черт маркетинга высшего образования; раскрыто понятие образовательной программ, представлены социальные критерии сегментации рынка образовательных услуг высшей школы, определены рамки маркетингового маневра вузов.
Кроме того, в первой части рассмотрены основные концептуальные модели и схемы взаимодействия участников рынков образовательных услуг и труда. Рассмотрены предпосылки моделирования поведения вуза одновременно на двух рынках: рынке труда и рынке образовательных услуг, а также взаимодействие абитуриента-студента и вуза как основных субъектов рынка образовательных услуг с точки зрения маркетингового подхода. Были выделены основные структурные элементы и параметры пробного маркетингового исследования "Вуз на рынке образовательных услуг", на базе которого разрабатывался инструментарий "пробного" маркетингового исследования, реализованного соисполнителем - Красноярским государственным торгово-экономическим институтом.
Во второй части отчета представлены основные результаты "пробного" маркетингового исследования "Вуз на рынке образовательных услуг", где проведен анализ основных потенциальных (абитуриентов) и реальных (студентов) потребителей образовательной услуги, представляющий собой помимо собственно содержательной части, и унифицированную методику анализа данных, полученных в ходе маркетингового исследования.
Третья часть отчета содержит типовую методику проведения маркетингового исследования "Вуз на рынке образовательных услуг" как основы маркетинговой политики вуза на рынке образовательных услуг.

См. также

Ключевые слова