• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние образовательного потенциала на положение работников на рынке труда

2004

Исследовательские работы проводились в два этапа. На первом этапе осуществлена разработка методологии анализа влияния образовательного потенциала на положение работников на рынке труда, дифференцировано по уровням и типам высшего профессионального образования. На втором этапе проведен анализ влияния образовательного потенциала на положение и поведение работающего населения на рынке труда (на уровень и стабильность занятости, на риск и продолжительность безработицы, на уровень заработной платы и дальнейшую профессиональную мобильность).

Отчет представляет собой научный доклад, включающий анализ основных тенденций в развитии образовательного потенциала российской экономики и его влияния на положение работников на рынке труда. Отчет состоит из введения, пяти глав, посвященных различным аспектам взаимодействия между системой образования и рынком труда, заключения и приложений со статистическим и графическим материалом.
В Главе 1 анализируется взаимосвязь образовательного потенциала с ключевыми индикаторами российского рынка труда - уровнями экономической активности, занятости и безработицы. Особое внимание уделено воздействию отраслевых и профессиональных сдвигов на изменения в образовательной структуре рабочей силы.
В Главе 2 рассматриваются основные характеристики развития российской системы третичного образования и ее взаимосвязи (как прямые, так и обратные) с рынком труда.
Предметом анализа в Главе 3 является воздействие образовательного потенциала на доходы и бедность населения (в том числе - в региональном разрезе).
В Главе 4 исследуется вопрос о том, насколько российский рынок труда "ценит" и вознаграждает различные типы образовательной специализации.
Глава 5 посвящена выявлению взаимосвязей между образованием и показателями социально-психологического самочувствия (удовлетворенностью жизнью и др.).
Такой комплексный подход позволяет получить целостное представление о том, какова социальная и экономическая отдача образования, в какой мере оно расширяет поле возможностей на рынке труда и влияет на другие аспекты благосостояния работников. Наиболее общий вывод из проделанного анализа состоит в том, что в российской экономике прослеживаются все основные закономерности, характеризующие взаимосвязь образовательного потенциала с ключевыми параметрами рынка труда, которые известны из опыта других стран. Образование безусловно усиливает конкурентные позиции работников - стимулирует участие в рабочей силе, повышает шансы на нахождение работы, снижает риск безработицы, способствует получению более высоких заработков. Однако ослабление взаимосвязей между экономикой и системой образования, которое фиксируется со второй половины 1990-х гг., может привести к постепенному размыванию этих преимуществ.
В ходе реализации проекта была разработана методология анализа влияния образовательного потенциала на положение и поведение работников на рынке труда; сформирована база статистических данных о зависимости положения работников от величины и типа накопленного ими образовательного потенциала; получены оценки, характеризующие влияние образования на основные параметры рынка труда (экономическую активность, занятость, безработицу, уровень заработков, риск бедности); разработаны эконометрические модели, позволяющие оценивать отдачу от образовательной специализации (технической, гуманитарной и т.д.); сформулированы конкретные предложения по дальнейшей модернизации российской системы образования.
Результаты работы предназначены для использования Министерством образования и науки РФ при разработке программ по дальнейшей модернизации российской системы образования.