• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыАнализ тенденций в численности и структуре занятости кадровых ресурсов в учреждениях образования на федеральном, субфедеральном и местном уровнях

Анализ тенденций в численности и структуре занятости кадровых ресурсов в учреждениях образования на федеральном, субфедеральном и местном уровнях

2004

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе была разработана методология анализа численности и структуры работающих в системе образования на основе регулярной статистики. Во время второго этапа произведен анализ факторов, определяющих тенденций в численности и структуре работающих в системе образования; разработаны рекомендации.

Отчет представляет собой научный доклад, включающий анализ тенденций в численности и структуре занятости в учреждениях образования на федеральном, субфедеральном и местном уровнях.
В рамках проекта разработана методология анализа межрегиональной дифференциации занятости в учреждениях образования, проведено специальное социологическое обследование в 400 школах в 6 регионах Российской Федерации, создана база дана о занятости в образовании, предложены и протестированы эконометрические модели, объясняющие влияние на занятость набора структурных и экономических характеристик как на региональном уровне, так и на уровне школ.
В отчете показано, что занятость в образовании в Российской Федерации оказывается завышенной, что создает целый ряд проблем для учреждений образования. Эта избыточность особенно проявляется в ряде наиболее экономически депрессивных регионов, где она пытается компенсировать отсутствие альтернативных рабочих мест. При этом такие тенденции в дифференциации занятости продолжаются на протяжении всего рассматриваемого периода 1992-2002 года. Такой несбалансированный рост занятости происходит в основном за счет раздувания персонала общеобразовательных школ. В итоге складывающаяся монопсония учреждений образования (совместно с другими учреждениями бюджетного сектора) подавляет рост заработной платы в этом секторе. Эти процессы отчетливо проявляются при анализе с использованием региональных и индивидуальных данных по отдельным школам.
Результаты работы могут быть использованы при разработке рекомендаций по совершенствованию структуры занятости в системе образования. Предлагаемая методология может использоваться при реализации Концепции модернизации российского образования.