• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка стандартов подготовки бакалавров и магистров-специалистов по экономическим, педагогическим и гуманитарным специальностям

Разработка стандартов подготовки бакалавров и магистров-специалистов по экономическим, педагогическим и гуманитарным специальностям

2004

В ходе исследования разработаны требования к циклу гуманитарных и социальных дисциплин. В ходе дальнейшей работы разработаны проекты стандартов подготовки бакалавров и магистров – специалистов по экономическим, педагогическим и гуманитарным специальностям.

Отчет содержит результаты, полученные в итоге проведения в II -IV кварталах 2004 г. Государственным Университетом - Высшей школой экономики исследования по теме "Разработка экономико-правового обоснования введения моделей профильного обучения в сельской местности"

В отчете представлены правовое обоснование введения профильного обучения в сельской местности как инструмента выполнения требований законов РФ и ее международных обязательств по обеспечению равных прав на доступ и качество образования обучающихся, независимо от их места проживания и доходов семьи, обоснована необходимость разработки рекомендаций для органов местного самоуправления по принятию правовых актов местного самоуправления и рекомендаций для образовательных учреждений - по принятию локальных нормативных правовых актов образовательных учреждений и заключению договоров об организации сетевого взаимодействия с целью более полного использования имеющихся в системе образования ресурсов. Рассмотрены основные проблемы организации профильного обучения в сельской местности на основе обобщения материалов проводимых в регионах экспериментов. 

  • Выполнены разделы исследовательских работ первого этапа (промежуточного) в соответствии с техническим заданием и календарным планом (2-й квартал 2004 г.) государственного контракта № 1359 от 28.05.2004 г. на выполнение научно-исследовательских работ:
  • осуществлены анализ результатов экспериментальной работы, проводимой по теме контракта в сельской местности в регионах (субъектах федерации), включенных в эксперимент по введению профильного обучения, а также в эксперимент по реструктуризации сети сельских школ, поскольку профильное обучение, в сельской местности, в отличие от городских школ, может быть введено, как правило, при условии проведения реструктуризации и организации сетевого взаимодействия (кооперирования) разных учреждений социального сектора, и, в первую очередь, образовательных учреждений;
  • анализ данных о ходе экспериментальной работы проводился, в основном, с точки зрения нормативно-правового обеспечения и экономического обоснования необходимых для введения профильного обучения в сельской местности изменений в правовой базе и экономическом обеспечении, при этом потребовалось изучение других составляющих профильного обучения, а именно, его социальных, педагогических, управленческих аспектов, что также отражено в настоящем промежуточном отчете ;
  • на основе регионального опыта проведен анализ действующего на федеральном уровне законодательства и подзаконных нормативных правовых актов в целях выявления проблем и трудностей, которыми возникают в ходе введения профильного обучения в сельских школах, экономических критериев деятельности сельских образовательных учреждений при проведении концентрации и кооперации сельских образовательных учреждений;
  • на первом промежуточном этапе выявлены правовые и экономические проблемы и предложены обобщенные рекомендации в части изменения федеральной нормативно-правовой базы для вариативных моделей сельских образовательных учреждений и сетевой организации образовательного процесса, в том числе: базовой школы с сетью филиалов, профильной сельской школы, ресурсного центра, ассоциаций образовательных учреждений, простого товарищества образовательных и иных учреждений социальной сферы, передвижной лаборатории.
Анализ регионального опыта по переходу сельских учреждений общего образования, апробирующих модели профильного обучения на финансирование с использованием субвенций содержит описание региональных моделей сельской профильной школы и условия финансирования сельских учреждений общего образования, апробирующих модели профильного обучения с использованием субвенций и включает в себя: 
  1. Условия реализации Федеральной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в сельской местности;
  2. Характеристику основных моделей организации профильного обучения в сельской местности;
  3. Модели сельской профильной школы Московской области;
  4. Модели организации профильного обучения в сельской местности в Республике Карелия;
  5. Модель организации профильного обучения на селе в Красноярском крае;
  6. Организационные модели профильного обучения в сельских школах Самарской области;
  7. Финансирование сельских учреждений общего образования, апробирующих модели профильного обучения с использованием субвенций.