• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыМеханизмы сочетания различных и источников финансирования начального и среднего профессионального образования в условиях реструктуризации бюджетной сферы

Механизмы сочетания различных и источников финансирования начального и среднего профессионального образования в условиях реструктуризации бюджетной сферы

2004

В процессе выполнения исследования были проанализированы нормативно-правовые базы, зарубежный опыт по сочетанию источников финансирования профессионального образования и бюджетные и внебюджетные потоки в финансировании начального и среднего профессионального образования. Дана оценка нагрузки на региональные бюджеты одновременного проведения реформ в бюджетной сфере, в организации региональной и муниципальной власти и в сфере образования. В дальнейшем были разработаны предложения по оптимизации финансирования системы начального и среднего профессионального образования за счет сочетания различных источников при условии обеспечения качества и доступности.

Предметом исследования является финансовые потоки в сфере начального и среднего профессионального образования в условиях реформы образования и бюджетной системы.

В ходе проекта была проведена работа по анализу зарубежного опыта финансирования НПО и СПО, разработана методика расчета стоимости услуги НПО и СПО, проведены расчеты норматива оплаты труда работников УНПО и ССУЗов проведен анализ бюджетных и внебюджетных источников финансирования НПО и СПО.

Анализ проведенный в данном исследовании показал следующее:

  1. Система НПО и СПО в СССР была ориентирована на удовлетворение требований рынка труда индустриального общества. НПО обеспечивало подготовку рабочих, а СПО техников массовых профессий на долгосрочную перспективу однородной производственной деятельности с незначительной коррекцией знаний и навыков на рабочем месте на протяжении всей профессиональной карьеры.
  2. Наличие единого собственника - государства - делало несущественным вопрос об источниках финансирования НПО и СПО, тем самым с одной стороны, снижая их эффективность, а с другой облегчая выбор организационных форм. Уже с развитием хозрасчета предприятий эта система стала претерпевать существенные изменения.
  3. В СССР 70-х годов высшее образование получали около 10% от поступивших в школу. Основной контингент получал профессиональную подготовку на рабочем месте. Помимо профессиональной образовательной функции НПО выполняло функцию социальной поддержки молодежи из малообеспеченных семей и частично общего образования.
Опыт развитых стран в области "довысшего" профессионального образования показывает:
  1. Четкое разграничение профессиональной подготовки по специфическим профессиям, имеющим узкую область применения, и более массовым профессиям. Первые осуществляются на предприятиях, вторые в общественном секторе зачастую с привлечением средств домохозяйств. Социальное обеспечение и общее образование при этом не осуществляются. В случае, если обученные не остаются на предприятии, где они проходили профессиональную подготовку, существует практика компенсации затрат (Германия). Всё большее распространение получают краткосрочные курсы и школы, финансируемые на средства обучающихся.
  2. Как правило, сертификация, лицензирование и аккредитация осуществляются организациями саморегулирования: ассоциациями работодателей, выпускников, профессиональным сообществом, ремесленными палатами.
  3. Государственное, субфедеральное (в федеративных странах) или муниципальное финансирование производится не по учреждениям, а по программам и соответствующие рекомендации являются прерогативой организаций саморегулирования. Решение об общих объемах финансирования принимается органами, распоряжающимися бюджетом.
  4. В европейских странах особое внимание уделяется программам обучения мигрантов, складывающимися из двух составляющих: во-первых, национальный язык и социальные навыки, и, во-вторых, профессиональное обучение. Здесь используется смешанное финансирование: из средств обучающихся, муниципалитетов или с привлечением общегосударственных программ.
В развивающихся странах:
  1. Основным источником финансирования являются налоги на фонды оплаты труда, колеблющиеся от 0,2 до 2,5% по странам. Кроме того, допускается финансирование за счет домохозяйств. Предприятия могут часть налога направлять на подготовку кадров в собственных структурах. Практика бюджетного финансирования не за счет данного налога крайне ограниченна.
  2. Как правило, программы обучения, учреждения и их финансирование дифференцируются по направлениям обучения. Каждое направление зачастую имеет собственную структуру и даже курируется разными Министерствами. Вопросы лицензирования и сертификации, как правило, выведены из системы государственного управления.
  3. Профессиональное обучение крайне редко соединяется с общим образованием.
Можно констатировать, что в России система начальной и средней профессиональной подготовки кадров в настоящее время выходит из спада, который длился около двух десятилетий. Намечаются признаки структурного сдвига. Это выражается, прежде всего, в открытии новых специальностей наряду с продолжающимся свертыванием устаревших. Определенное внимание к системе демонстрируется работодателями, оплата ряда направлений подготовки со стороны домохозяйств также свидетельствует о востребованности системы.
  1. Магистральной задачей является стимулирование структурных сдвигов в системе НПО и СПО. К сожалению, действующая нормативная база, ориентированная на прошлую ситуацию, зачастую носит дестимулирующий характер так, например, производительная деятельность учащихся, ориентированная на рынок, либо не выгодна производственно-преподавательскому составу, либо толкает учреждение на использование "серых" схем финансирования.
  2. Необходимо изменение нормативно-правовой базы, которая бы позволила работодателю более активно влиять на процесс обучения и оснащение учебного процесса. В сложившихся условиях работодатели либо создают на своих производствах учебные комплексы, полностью подконтрольные, либо, фактически предоставляя материально-техническое оснащение, оставляют за собой право собственности на него. Невозможность совместного учредительства вызывает у работодателей неуверенность в долгосрочном сотрудничестве с учреждениями НПО и СПО. Это становится непреодолимым барьером на пути инвестирования средств в образование со стороны работодателя.
  3. Одним из наиболее узких мест в системе НПО и СПО является улучшение положения производственно-педагогических кадров. Если оплата труда мастеров производственного обучения по-прежнему будет отставать от оплаты труда в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг, то ожидать улучшения в системе не приходится.
  4. Разрушение системы составления баланса молодежи и кадрового планирования вызвало определенную растерянность в плане развития в системе НПО и СПО. Отсутствие федеральных ориентиров создало затруднение для руководителей учреждений. При переходе учреждений НПО и СПО с федерального на региональный уровень напряженную ситуацию может создать не столько изменение источника бюджетного финансирования, сколько отсутствие методик прогнозирования востребованности выпускников.
  5. Механизм сочетания различных источников финансирования НПО и СПО налагает на систему дополнительную ответственность, изменяются критерии и методы оценки и контроля качества. Такой механизм может быть эффективен только в случае большего участия софинансирующихся субъектов в определении содержания образования и выпускных испытаний.

Эффективная модернизация системы начального и среднего профессионального образования должна базироваться на предложенной методике определения стоимости образовательных услуг. Наличие такой методики позволяет поставить вопрос об изменении нормативно-правовой базы, которое бы позволило осуществлять смешанное финансирование текущего процесса и проводить инвестирование из разных источников. Предложение о создании ресурсных центров может рассматриваться как эффективный выход из положения только в условиях устаревшей нормативно-правовой базы и отсутствии механизма определения стоимости бюджетной образовательной услуги.

Проведенное исследование показывает возможность разработок системы рационального бюджетирования, введение смешанного финансирования, привлечения внебюджетных средств для инвестирования и создания федеральных и региональных программ для ПП, ННПО и СПО, в том числе для адаптации мигрантов.