• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Integrated analysis of global political and economic processes

2010

The most important global processes, the megatrends of modern development are the current state and development of the main centers of the world economy and world politics, the power centers of the new multipolar world as well as their interrelations. The main centers of power in the modern world are the United States, China, Russia and the European Union. However, at the moment, one of them - the European Union (EU) – is undergoing some rapid and dramatic changes that can alter its image and the nature and structure of its participation in global economy and politics. These are the changes associated with adopting the Lisbon Treaty, and the respective large-scale transformation of the institution as well as changes of a broader nature.

The target of the research was the dynamics of internal political and economic development of the European Union at the moment, and the development of EU international relations, in particular with major centers of power – the US, Russia and China. The study focused on identifying the impact of the repercussions of EU institutional reform related to the ratification of the Lisbon Treaty on EU internal evolution and its external relations.

The purposes of the research included:

· Analysis of the EU internal evolution prospects in the short and medium run due to the ratification of the Lisbon Treaty,

· Identifying fundamentally new trends that are characteristic of the entire complex of economic and political relations between the EU and Russia, the EU and China, the EU and the US, in light of the treaty ratification.

These purposes also included an examination of current trends in Russia-the EU, the EU-the US and the EU-China relations as well as determining the impact that the Lisbon Treaty ratification by the EU will have in the short and medium term.

Taking into account these purposes, the research work was biased towards examining and analyzing the variety of internal institutional, political, economic and social development of the EU attributed to the Lisbon Treaty ratification as well as stating the prospects for its further evolution in the short and medium term.

In this light, our achievements included:

1. Analysis of the main scenarios of EU political and economic development in the short and medium term in the context of the Lisbon Treaty ratification.

2. Examination of the key innovations and reforms in the EU predicted in the Lisbon Treaty, including in the area of EU foreign relations.

3. Examination of the impact of the Lisbon Treaty on powers and relations of power among major EU institutions and organizations (European Commission, European Council, European Parliament, European Court of Justice).

4. Analysis of the potential impact of the Lisbon Treaty on interrelations between EU member states on the issue of power and leadership in the EU, and developing the main scenarios of power and leadership distribution among EU countries after the completion of the institutional reform prescribed by the Lisbon Treaty.

5. Analysis of the impact of the Lisbon Treaty and EU institutional reform on development of the economic situation in the EU in the short and medium term.

6. Analysis of the recent EU policy aimed at encouraging competition, including the impact of the Lisbon Treaty ratification;

7. Study of the recent EU policy in the energy area and the impact of the Lisbon Treaty coming into force.

8. Examination of the recent EU policy in the area of financial regulation, including the impact of the Lisbon Treaty.

9. Study of the evolution of the Economic and Monetary Union of the EU, influenced by the Lisbon Treaty.

10.Analysis of the Lisbon Treaty’s impact on recent EU policy in the area of agriculture and fishing.

11. Examination of the impact that ratification of the Lisbon Treaty has had on evolution and development prospects of the European Union’s Common Foreign and Security Policy.

12. Analysis of the recent foreign energy policy of the EU and identification of how it has been affected by the Lisbon Treaty.

13. Examination of the evolution in EU cooperation with its external partners in the area of internal security and justice, including the impact of the Lisbon Treaty.

The findings of the research include development of a new innovative approach for the Russian school of European studies, based on a combination of economic and political factors and approaches to the internal transformation analysis of the European Union and relations between Russia and the EU, the EU and the US, the EU and China. These results are of great theoretical relevance due to the multivariance, ambiguity and scenario-based nature of EU internal evolution as a result of ratification of the Lisbon Treaty as well as its impact on Russia-the EU and the EU-China relations. The findings of the research resulted in the following publications: an academic paper “Internal political and economic development of the European Union after ratification of the Lisbon Treaty” and a research note “Main scenarios of European integration project development after the EU institutional reform” that have made a substantial contribution to the theoretical framework and empirical base of the Russian school of European studies.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Комплексный анализ глобальных политико-экономических процессов

2010

Важнейшими глобальными процессами, мегатрендами современного развития, являются состояние и развитие главных центров мировой экономики и мировой политики, центров силы нового многополярного мира, а также их отношения между собой. Ведущими центрами силы в современном мире являются США, Китай, Россия и Европейский союз. При этом в настоящее время развитие одного из этих центров – Европейского союза (ЕС) – испытывает на себе наиболее быстрые и масштабные изменения, способные изменить его облик, характер и структуру его участия в мировой экономике и политике, связанные с принятием им Лиссабонского договора и соответствующей масштабной внутренней трансформацией, как институционального, так и более широкого характера.

Объектом исследования являлась динамика внутреннего политико-экономического развития Европейского союза в настоящее время и развитие внешних связей ЕС, в особенности с главными центрами силы мировой экономики и политики – США, Россией и Китаем. При этом особое внимание в работе уделялось выявлению воздействия на динамику внутренней эволюции ЕС и его внешних связей последствий институциональной реформы ЕС, связанной с принятием Лиссабонского договора.

Цель работы состояла:

  • в анализе перспектив внутренней эволюции Европейского союза на кратко- и среднесрочную перспективу в связи с принятием Лиссабонского договора,
  • в выявлении принципиально новых тенденций, которые характерны для всего комплекса экономических и политических отношений между ЕС и Россией, ЕС и Китаем, ЕС и США, в связи с принятием данного договора.

Это включало в себя, помимо прочего, анализ текущих тенденций отношений Россия-ЕС, ЕС-США и ЕС-Китай и выявление воздействия на них принятия Евросоюзом Лиссабонского договора на кратко- и среднесрочную перспективу.

В соответствии с поставленными в работе целями, работа была ориентирована в первую очередь на изучение и анализ всего многообразия внутреннего институционального, политического, экономического и социального развития ЕС, связанного с принятием Лиссабонского договора, а также на формулирование перспектив его дальнейшей эволюции в кратко- и среднесрочной перспективе.

В этой связи удалось решить следующие задачи:

1. Проанализированы основные сценарии политэкономического развития Евросоюза на кратко- и среднесрочную перспективу в контексте принятия Лиссабонского договора.

2. Рассмотрены основные нововведения и реформы в ЕС, предусмотренные Лиссабонским договором, в том числе, касательно сферы внешних связей Евросоюза.

3. Изучено воздействие Лиссабонского договора на полномочия и властные отношения между основными институтами и учреждениями ЕС (Комиссия ЕС, Совет ЕС, Европейский парламент, Суд ЕС).

4. Проанализированы перспективы воздействия Лиссабонского договора на взаимоотношения между странами-членами ЕС по вопросу власти и лидерства в Евросоюзе, а также представлены основные сценарии динамики распределения властных и лидерских полномочий между странами ЕС после завершения предусмотренной Лиссабонским договором институциональной реформы.

5. Проанализировано воздействие Лиссабонского договора и институциональной реформы ЕС на развитие экономической ситуации в Евросоюзе в кратко- и среднесрочной перспективе.

6. Проанализирована политика ЕС в области поощрения конкуренции за последнее время, в том числе воздействие на нее принятия Лиссабонского договора;

7. Изучена политика ЕС в сфере энергетики за последнее время, а также влияние, оказанное на ее развитие вступлением в силу Лиссабонского договора.

8. Исследована политика ЕС в сфере финансового регулирования за последнее время, включая воздействие на нее Лиссабонского договора.

9. Изучена эволюция Экономического и валютного союза ЕС под воздействием вступления в силу Лиссабонского договора.

10. Проанализировано влияние Лиссабонского договора на политику ЕС в области сельского хозяйства и рыболовства за последнее время.

11. Рассмотрено воздействие принятия Лиссабонского договора на нынешнюю эволюцию и перспективы развития Общей внешней политики ЕС и политики в области безопасности (ОВППБ).

12. Проанализировано развитие внешней энергетической политики ЕС за последнее время, а также обозначено влияние на нее Лиссабонского договора.

13. Рассмотрена эволюция сотрудничества ЕС с внешними партнерами в сфере внутренней безопасности и правосудия, в том числе под воздействием Лиссабонского договора.

Результаты работы заключаются в выработке новаторского для российской школы европейских исследований подхода, основанного на сочетании экономических и политических факторов и подходов в анализе внутренней трансформации Евросоюза и отношений Россия-ЕС, ЕС-США и ЕС-Китай. Это имеет большое теоретическое значение ввиду многовариантности, неоднозначности и сценарности как внутренней эволюции Европейского союза в связи с принятием Лиссабонского договора, так и ее влияния на отношения Россия-ЕС и ЕС-Китай. По итогам работы были подготовлены научный доклад «Внутреннее политико-экономическое развитие Евросоюза после принятия Лиссабонского договора» и аналитическая записка «Основные сценарии развития европейского интеграционного проекта после институциональной реформы ЕС», которые вносят существенный вклад в теоретический инструментарий и эмпирическую базу российской школы европейских исследований.