• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
  • HSE University
  • Research projects
  • Methods of evaluating new structural factors of world economy and politics (food, climate, environment, clean water): capabilities and role of Russia

Methods of evaluating new structural factors of world economy and politics (food, climate, environment, clean water): capabilities and role of Russia

2010

The project is devoted to studying the most important trends in the development of the modern world economy and world politics. During the research, the urgency and relevance of the set tasks and objectives became even more apparent than initially anticipated. We identified the most problematic aspects related to new structural factors of the world economy and politics, made attempts to examine those points where these factors intersect and revealed the need for a more profound and systemic analysis of the field of study.

The target of the research was the dynamics of the structural factors of the world economy and world politics, and especially such high priority factors as climate change, fresh water and food. In particular, this applies to determining how these factors will affect the position and role of various countries, including Russia, the world economy and politics, and what, in this regard, the most efficient strategy for managing these factors is.

The purpose of the research was to analyze the major trends related to the synergy of the new structural factors, to study Russia’s place and role when applied to each of these areas of the world economy and politics, to prepare a theoretical and methodological justification for the key approaches to developing a strategy of a country’s political and economic behavior in the changing environment of the world economy.

Methods of research were based on applying a systematic approach and the concept of international order to the problems of the impact that the new structural factors have on the global economy and the balance of power of individual players. The most important element of the methodologies was the part of the system theory that describes the influence mechanisms of a system environment and its changes on the system structure. Also, the methods used in the research included a quantitative and qualitative analysis of developments and trends in the area of demographics, innovation, food, clean water, climate and ecology.

The study resulted in defining new theoretical approaches to the problem of structural factors of the world economy and global political dynamics, particularly such factors as environment, fresh water, food and climate.

Moreover, we developed a series of recommendations that call for major transformations in the internal and external policy of the Russian Federation. Among other things, we outlined the following indicative instructions:

1. Identifying the main sector priorities of the investment policy, taking into account the new structural factors of world economy and growing Asian markets. The most promising areas are food production (meat and meat products, grain alcohol), as well as pulp and the paper industry.

2. Forming a list of specific niches within the sector priorities of the investment policy that are capable of facilitating a breakthrough in goods production and delivery to Asian markets in the light of the projects related to the growth of allied industries and regional development of Siberia and the Russian Far East.

3. Top-priority realization of the projects that provide maximum return and give the greatest impetus to the development of Siberia and the Russian Far East. Reliance of state policy on existing product niches in growing Asian markets will not only lead to higher profitability, but also, due to the multiplier effect, will revive production in a number of related industries.

4. Setting up sustainable channels of communication between government and entrepreneurial and academic communities. It is necessary to establish a permanent advisory and consultative mechanism for investment policy in the sectors chosen as vehicles of export breakthrough to the Asian market. However it is equally important to promote awareness among the Russian state and corporate elites about the processes in the Asian region and the impact of large-scale changes in the world economy on Russia’s export opportunities.

5. Facilitating opportunities for sustainable long-term cooperation among major Russian and international companies, manufacturing goods and services that look promising for entering the Asian market, and operating in allied industries of the Russian economy. These cooperation programs should include, first and foremost, assistance in technological and human resource modernization and support in developing an export infrastructure abroad.

6. Facilitating the activity of Russian and international investment funds that invest in stocks of national companies working on top-priority projects in the context of state foreign trade strategy. Overall, supporting the projects of non-government organizations or those carried out in the framework of public-private partnership should become the top priority.

7. Selecting several pilot projects – from manufacturing to selling to end-consumer – as a testing ground for developing the most efficient investment policy mechanisms.

Publications:


Лихачева А. Б., Макаров И. А., Савельева А.В. На хлеб и воду // Россия в глобальной политике. 2010. Т. 8. № 4. С. 82-93.
Караганов С. А., Барабанов О. Н., Бордачев Т. В., Лихачева А. Б., Макаров И. А., Савельева А.В. Через гармоничное развитие к региональной стабильности. Россия и Китай в новой мировой архитектуре. // В кн.: Россия: стратегия для нового мира. Сборник докладов Международного дискуссионного клуба "Валдай" / Под общ. ред.: С. А. Караганов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2011. С. 121-129.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология оценки и новых структурных факторов мировой экономики и политики (продовольствие, климат, окружающая среда, чистая вода): возможности и роль России

2010

Проект был посвящен изучению наиболее важных тенденций, присущих развитию мировой экономики и мировой политики на современном этапе. В процессе проведения исследования актуальность и важность поставленных целей и задач проявились в еще большей степени, чем предполагалось изначально. Были выявлены наиболее проблемные моменты, связанные с новыми структурными факторами мировой экономики и политики, предприняты попытки изучения точек пересечения действия данных факторов, была установлена необходимость более глубокого и системного анализа изучаемой научной области.

Объектом исследования являлась динамика структурных факторов мировой экономики и мировой политики, и в особенности выхода на первое место таких факторов, как климатические изменения, пресная вода и продовольствие. В особенности это касалось определения того, как именно данные факторы будут влиять на место и роль тех или иных стран, в том числе России, в мировой экономике и политике, и какова, в этой связи, наиболее оптимальная стратегия по управлению данными факторами.

Цель работы состояла в анализе основных тенденций, связанных с синергетическим действием новых структурных факторов, изучении места и роли России применительно к каждой из областей мировой экономики и политики, подготовке теоретического и методологического обоснования ключевых подходов к выработке стратегии политического и экономического поведения страны в условиях изменяющейся конъюнктуры мирового хозяйства.

Методы исследования базировались на применении системного подхода и концепции международного порядка к вопросам влияния новых структурных факторов на мировую экономику и соотношение сил отдельных игроков. Важнейшим элементом методологического аппарата являлся раздел системной теории, раскрывающей механизмы влияния среды той или иной системы, ее изменений, на структуру системы. Также методологически выполнение работы осуществлялось с помощью количественного и качественного анализа событий и тенденций, проходящих в областях демографии, инноваций, продовольствия, питьевой воды, климата и экологии.

Основным результатом проекта стала формулировка новых теоретических подходов к проблеме динамики структурных факторов мировой экономики и мировой политики, в особенности таких факторов, как окружающая среда, пресная вода, продовольствие и климат.

Более того, был сформирован ряд рекомендаций, которые предусматривают значительные преобразования во внутренней и внешней политике Российской Федерации. В числе прочих были сформулированы следующие инструкции индикативного характера:

1.   Определение основных отраслевых приоритетов инвестиционной политики с учетом новых структурных факторов мировой экономики и растущих рынков Азии. Наиболее перспективными направлениями представляются производство продовольствия (мясо и мясопродукты, зерно, алкоголь), а также целлюлозно-бумажная промышленность.

2.   Формирование списка конкретных ниш в рамках отраслевых приоритетов инвестиционной политики, способных обеспечить прорыв в производстве и доставке на азиатские рынки товаров, с учетом проектов развития смежных отраслей и регионального развития Сибири и Дальнего Востока.

3.   Приоритетная реализация тех проектов, которые принесут максимальную отдачу и дадут максимальный импульс развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. Опора государственной политики на объективно существующие на растущих рынках Азии товарные ниши позволит не только добиться высокой прибыльности, но и за счет мультипликативного эффекта оживить производство в целом ряде смежных отраслей.

4.   Налаживание устойчивых каналов связи правительства с предпринимательским и научным сообществом. Необходимо создавать постоянно действующий совещательно-консультационный механизм по инвестиционной политике в отраслях, избранных для осуществления экспортного прорыва на азиатский рынок. Но не менее важно способствовать повышению уровня информированности российской государственной и корпоративной элиты относительно процессов, происходящих в азиатском регионе, а также относительно влияния на экспортные возможности России со стороны  более масштабных изменений в мировой экономике.

5.   Обеспечение возможности устойчивого долгосрочного сотрудничества между ведущими российскими и зарубежными компаниями, производящими перспективные для выхода на азиатский рынок товары и услуги, а также работающими в смежных отраслях российской экономики. Соответствующие программы сотрудничества должны включать, в первую очередь, помощь в технологической и кадровой модернизации и поддержку в создании экспортной инфраструктуры за рубежом.

6.   Содействие деятельности российских и зарубежных инвестиционных фондов, которые осуществляют инвестиции в акции национальных компаний, реализующих приоритетные в рамках государственной внешнеэкономической стратегии проекты. В целом, приоритетом должна быть поддержка проектов, реализуемых негосударственными организациями или осуществляемых в рамках государственно-частного партнерства.

7.   Выбор нескольких пилотных проектов – от производства до реализации конечному потребителю – и отработка в ходе их осуществления наиболее действенных механизмов инвестиционной политики.

Публикации по проекту:


Лихачева А. Б., Макаров И. А., Савельева А.В. На хлеб и воду // Россия в глобальной политике. 2010. Т. 8. № 4. С. 82-93.
Караганов С. А., Барабанов О. Н., Бордачев Т. В., Лихачева А. Б., Макаров И. А., Савельева А.В. Через гармоничное развитие к региональной стабильности. Россия и Китай в новой мировой архитектуре. // В кн.: Россия: стратегия для нового мира. Сборник докладов Международного дискуссионного клуба "Валдай" / Под общ. ред.: С. А. Караганов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2011. С. 121-129.