• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методология оценки и новых структурных факторов мировой экономики и политики (продовольствие, климат, окружающая среда, чистая вода): возможности и роль России

2010

Проект был посвящен изучению наиболее важных тенденций, присущих развитию мировой экономики и мировой политики на современном этапе. В процессе проведения исследования актуальность и важность поставленных целей и задач проявились в еще большей степени, чем предполагалось изначально. Были выявлены наиболее проблемные моменты, связанные с новыми структурными факторами мировой экономики и политики, предприняты попытки изучения точек пересечения действия данных факторов, была установлена необходимость более глубокого и системного анализа изучаемой научной области.

Объектом исследования являлась динамика структурных факторов мировой экономики и мировой политики, и в особенности выхода на первое место таких факторов, как климатические изменения, пресная вода и продовольствие. В особенности это касалось определения того, как именно данные факторы будут влиять на место и роль тех или иных стран, в том числе России, в мировой экономике и политике, и какова, в этой связи, наиболее оптимальная стратегия по управлению данными факторами.

Цель работы состояла в анализе основных тенденций, связанных с синергетическим действием новых структурных факторов, изучении места и роли России применительно к каждой из областей мировой экономики и политики, подготовке теоретического и методологического обоснования ключевых подходов к выработке стратегии политического и экономического поведения страны в условиях изменяющейся конъюнктуры мирового хозяйства.

Методы исследования базировались на применении системного подхода и концепции международного порядка к вопросам влияния новых структурных факторов на мировую экономику и соотношение сил отдельных игроков. Важнейшим элементом методологического аппарата являлся раздел системной теории, раскрывающей механизмы влияния среды той или иной системы, ее изменений, на структуру системы. Также методологически выполнение работы осуществлялось с помощью количественного и качественного анализа событий и тенденций, проходящих в областях демографии, инноваций, продовольствия, питьевой воды, климата и экологии.

Основным результатом проекта стала формулировка новых теоретических подходов к проблеме динамики структурных факторов мировой экономики и мировой политики, в особенности таких факторов, как окружающая среда, пресная вода, продовольствие и климат.

Более того, был сформирован ряд рекомендаций, которые предусматривают значительные преобразования во внутренней и внешней политике Российской Федерации. В числе прочих были сформулированы следующие инструкции индикативного характера:

1.   Определение основных отраслевых приоритетов инвестиционной политики с учетом новых структурных факторов мировой экономики и растущих рынков Азии. Наиболее перспективными направлениями представляются производство продовольствия (мясо и мясопродукты, зерно, алкоголь), а также целлюлозно-бумажная промышленность.

2.   Формирование списка конкретных ниш в рамках отраслевых приоритетов инвестиционной политики, способных обеспечить прорыв в производстве и доставке на азиатские рынки товаров, с учетом проектов развития смежных отраслей и регионального развития Сибири и Дальнего Востока.

3.   Приоритетная реализация тех проектов, которые принесут максимальную отдачу и дадут максимальный импульс развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. Опора государственной политики на объективно существующие на растущих рынках Азии товарные ниши позволит не только добиться высокой прибыльности, но и за счет мультипликативного эффекта оживить производство в целом ряде смежных отраслей.

4.   Налаживание устойчивых каналов связи правительства с предпринимательским и научным сообществом. Необходимо создавать постоянно действующий совещательно-консультационный механизм по инвестиционной политике в отраслях, избранных для осуществления экспортного прорыва на азиатский рынок. Но не менее важно способствовать повышению уровня информированности российской государственной и корпоративной элиты относительно процессов, происходящих в азиатском регионе, а также относительно влияния на экспортные возможности России со стороны  более масштабных изменений в мировой экономике.

5.   Обеспечение возможности устойчивого долгосрочного сотрудничества между ведущими российскими и зарубежными компаниями, производящими перспективные для выхода на азиатский рынок товары и услуги, а также работающими в смежных отраслях российской экономики. Соответствующие программы сотрудничества должны включать, в первую очередь, помощь в технологической и кадровой модернизации и поддержку в создании экспортной инфраструктуры за рубежом.

6.   Содействие деятельности российских и зарубежных инвестиционных фондов, которые осуществляют инвестиции в акции национальных компаний, реализующих приоритетные в рамках государственной внешнеэкономической стратегии проекты. В целом, приоритетом должна быть поддержка проектов, реализуемых негосударственными организациями или осуществляемых в рамках государственно-частного партнерства.

7.   Выбор нескольких пилотных проектов – от производства до реализации конечному потребителю – и отработка в ходе их осуществления наиболее действенных механизмов инвестиционной политики.

Публикации по проекту:


Лихачева А. Б., Макаров И. А., Савельева А.В. На хлеб и воду // Россия в глобальной политике. 2010. Т. 8. № 4. С. 82-93.
Караганов С. А., Барабанов О. Н., Бордачев Т. В., Лихачева А. Б., Макаров И. А., Савельева А.В. Через гармоничное развитие к региональной стабильности. Россия и Китай в новой мировой архитектуре. // В кн.: Россия: стратегия для нового мира. Сборник докладов Международного дискуссионного клуба "Валдай" / Под общ. ред.: С. А. Караганов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2011. С. 121-129.