• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыРазработка принципов и механизмов реализации государственных образовательных кредитов и государственной поддержки негосударственного образовательного кредитования

Разработка принципов и механизмов реализации государственных образовательных кредитов и государственной поддержки негосударственного образовательного кредитования

2004

В ходе работы проведен анализ международного опыта применения образовательных кредитов для расширения доступности и повышения качества образования. Проанализирован российский опыт образовательных кредитов и нормативно-правовая база для внедрения системы государственной поддержки образовательного кредитования. Произведена оценка требуемых объемов финансовых ресурсов на начальной стадии введения образовательных кредитов. Разработаны принципы государственной политики в области образовательного кредитования с учетом различных механизмов, включая оценку рисков. Разработаны проекты нормативно-правовых актов по введению системы государственных образовательных кредитов и государственной поддержки негосударственного образовательного кредитования.

Работа посвящена разработке принципов и механизмов реализации образовательных кредитов и мерам их государственной поддержки. В работе проведен анализ международного и российского опыта применений образовательных кредитов как одного из способов расширения доступности высшего образования.

Проанализирована существующая нормативно-правовая база с точки зрения обеспечения государственной системы поддержки образовательного кредитования. Рассмотрены альтернативные механизмы образовательного кредитования, предусматривающие:

  • полностью государственное кредитование;
  • образовательное кредитование, основанное на механизме возврата через систему налогообложения;
  • банковское кредитование с мерами государственной поддержки.

Проведена оценка преимуществ и недостатков рассмотренных механизмов.

Дано обоснование необходимости решения вопроса на общефедеральном законодательном уровне.

В процессе работы над законопроектами было проведено несколько обсуждений принципов образовательного кредитования с мерами государственной поддержки на:

  • семинаре, организованном ГУ-ВШЭ 30.09.2004 г. (вопросы для обсуждения, список участников и стенограмма приводятся в приложении 1);
  • заседании Подкомитета по профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, состоявшемся 29.10.2004 г. (Протокол и стенограмма заседания приводится в приложении 2).
  • заседаниях рабочей группы с участием представителей ГУ-ВШЭ, МГУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Госдумы Российской Федерации, Ассоциации российских банков (АРБ) и Министерства образования и науки РФ.
В результате работы предложены проекты законов об образовательных кредитах и о внесении изменений в действующие законодательные акты в связи с принятием закона об образовательных кредитах. Выполнено финансово-экономическое обоснование для указанных законопроектов, приведены расчеты бюджетных средств, необходимых на государственную поддержку системы образовательных кредитов.